Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 82]

Во-вторых, отстаивание принципов целостности и особенности.
По мнению славянофилов, не отдельные способности человека, а только соединение всех их при обязательном участии воли дает возможность познания мира таковым, каков он есть, в его живом и постоянном развитии, а не в виде абстрактных понятий или чувственных данных.
Соборность у них рассматривается как особый вид общности, коллективности, как хранилище истинной веры.
В отличие от других взглядов, личность здесь не растворяется, не невилируется, а приобретает подлинную духовную свободу и свою самостоятельность, стремление к творчеству.
В-третьих, утверждение, что подлинный характер русской истории заключается в православии, изначально сохранившем в чистоте истину христианства.
По их убеждению, только христианское мировоззрение и православная церковь способны вывести Россию и человечество на истинный путь прогресса и процветания, свободы человеческого духа.
Значительный вклад в становление и развитие представлений о российской духовности и культуре внес русский писатель-реалист и мыслитель Достоевский Ф.М.
Будучи противником материалистических подходов к истории и человеку, он в определенной мере создал
“особый мир человека”, основанный на высокой этике добра, Бога и любви к собственному народу и Отечеству.
Эта идея проходит через все творчество Достоевского.
Так, например, один из главных героев его романа
“Братья Карамазовы” говорит, что он отказывается от высшей гармонии, если в её основании слезинки хотя бы одного замученного ребёнка! Однако, центральное звено в системе размышлений писателя занимает проблема свободы.
Без свободы, считает он, нет человека, без неё он теряет способность познать Истину, без свободы он теряет Бога.
Свобода является главным условием победы счастья и добра, без чего нельзя одолеть зло.
В тоже время добро не может быть принудительным, оно должно совершаться
82
[стр. 133]

133 национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое»10.
В целом же для славянофильства было характерно: Во-первых, противопоставление внутренней свободы господству внешней необходимости.
На Западе, считали они, идет подчинение человека внешней необходимости, происходит регламентация индивидуальной деятельности нормами права.
На самом же деле свободен тот, кто исходит из внутренних убеждений, руководствуется своей совестью, а не мотивами личной выгоды.
Человек должен руководствоваться нравственным чувством, основанным на вере в высший авторитет Бога.
Во-вторых, отстаивание принципов целостности и особенности.
По мнению славянофилов, не отдельные способности человека, а только соединение всех их при обязательном участии воли дает возможность познания мира таковым, каков он есть, в его живом и постоянном развитии, а не в виде абстрактных понятий или чувственных данных.
Соборность у них рассматривается как особый вид общности, коллективности, как хранилище истинной веры.
В отличие от других взглядов, личность здесь не растворяется, не невилируется, а приобретает подлинную духовную свободу и свою самостоятельность, стремление к творчеству.
В-третьих, утверждение, что подлинный характер русской истории заключается в православии, изначально сохранившем в чистоте истину христианства.
По их убеждению, только христианское мировоззрение и православная церковь способны вывести Россию и человечество на истинный путь прогресса и процветания, свободы человеческого духа.
Значительный вклад в становление и развитие представлений о российской духовности и культуре внес русский писатель-реалист и мыслитель Достоевский Ф.М.
Будучи противником материалистических подходов к истории и человеку, он в определенной мере создал
«особый мир человека», основанный на высокой этике добра, Бога и любви к собственному народу и

[стр.,134]

Отечеству.
Эта идея проходит через все творчество Достоевского.
Так, например, один из главных героев его романа
«Братья Карамазовы» говорит, что он отказывается от высшей гармонии, если в её основании слезинки хотя бы одного замученного ребёнка! Однако, центральное звено в системе размышлений писателя занимает проблема свободы.
Без свободы, считает он, нет человека, без неё он теряет способность познать Истину, без свободы он теряет Бога.
Свобода является главным условием победы счастья и добра, без чего нельзя одолеть зло.
В тоже время добро не может быть принудительным, оно должно совершаться
по внутреннему голосу совести.
Однако к добру, подчеркивал Достоевский, приводит не всякая свобода.
На сложном пути к свободе человек должен уметь пройти все испытания через страдания, искупление, сохранение верности идеалу.
Как бы заглядывая в день сегодняшний он пишет в своих дневниках: «В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода лишь в одолении себя и воли своей, так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда и во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином.
А разнузданность желаний ведёт лишь к рабству вашему..
.»*'.
В последнее время внимание исследователей русской культуры и духовности все чаще стало привлекать творчество Н.Ф.
Федорова.
С него начинается глубоко своеобразное философское направление общечеловеческого значения: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как К.Э.
Циолковский, В.И.
Вернадский, А.Л.
Чижевский.
Всю свою жизнь философ не мог примириться с разобщенностью людей, их небратским отношением друг к другу.
Это, по-видимому, и послужило основанием для религиозных по форме, но научных по содержанию уникальных философских идей о «всеединстве человеческом».
У Федорова мы встречаем своеобразное видение человека.
Человек для него землянин, то есть далеко не совершенным, но великим и уникальным образом 134

[Back]