Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 83]

по внутреннему голосу совести.
Однако к добру, подчеркивал Достоевский, приводит не всякая свобода.
На сложном пути к свободе человек должен уметь пройти все испытания через страдания, искупление, сохранение верности идеалу.
Как бы заглядывая в день сегодняшний он пишет в своих дневниках:
“В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода лишь в одолении себя и воли своей, так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда и во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином.
А разнузданность желаний ведёт лишь к рабству вашему...”80.
В последнее время внимание исследователей русской культуры и духовности все чаще стало привлекать творчество Н.Ф.
Федорова.
С него начинается глубоко своеобразное философское направление общечеловеческого значения: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как К.Э.
Циолковский, В.И.
Вернадский, А.Л.
Чижевский.
Всю свою жизнь философ не мог примириться с разобщенностью людей, их небратским отношением друг к другу.
Это, повидимому, и послужило основанием для религиозных по форме, но научных по содержанию уникальных философских идей о
“всеединстве человеческом”.
У Федорова мы встречаем своеобразное видение человека.
Человек для него землянин, то есть далеко не совершенным, но великим и уникальным образом
организованное природное, космическое существо.
Определение природы человека как двусоставной: животно-природной, с одной стороны, и самодеятельно трудовой, творческой, с другой, важнейшая посылка федоровской антропологии, из которой возникают самые крайние выводы его учения.
То, что человек произвел себя сам, через труд и сознание, и есть его собственно человеческая сущность, которая непрерывно *
83 80 Цит.
по: Тарасов Б.Н.
Закон “Я” и “Закон любви”.
М.: Знание, 1991.
С.
41.
83
[стр. 134]

Отечеству.
Эта идея проходит через все творчество Достоевского.
Так, например, один из главных героев его романа «Братья Карамазовы» говорит, что он отказывается от высшей гармонии, если в её основании слезинки хотя бы одного замученного ребёнка! Однако, центральное звено в системе размышлений писателя занимает проблема свободы.
Без свободы, считает он, нет человека, без неё он теряет способность познать Истину, без свободы он теряет Бога.
Свобода является главным условием победы счастья и добра, без чего нельзя одолеть зло.
В тоже время добро не может быть принудительным, оно должно совершаться по внутреннему голосу совести.
Однако к добру, подчеркивал Достоевский, приводит не всякая свобода.
На сложном пути к свободе человек должен уметь пройти все испытания через страдания, искупление, сохранение верности идеалу.
Как бы заглядывая в день сегодняшний он пишет в своих дневниках:
«В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода лишь в одолении себя и воли своей, так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда и во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином.
А разнузданность желаний ведёт лишь к рабству вашему..
.»*'.
В последнее время внимание исследователей русской культуры и духовности все чаще стало привлекать творчество Н.Ф.
Федорова.
С него начинается глубоко своеобразное философское направление общечеловеческого значения: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как К.Э.
Циолковский, В.И.
Вернадский, А.Л.
Чижевский.
Всю свою жизнь философ не мог примириться с разобщенностью людей, их небратским отношением друг к другу.
Это, по-видимому, и послужило основанием для религиозных по форме, но научных по содержанию уникальных философских идей о
«всеединстве человеческом».
У Федорова мы встречаем своеобразное видение человека.
Человек для него землянин, то есть далеко не совершенным, но великим и уникальным образом
134

[стр.,135]

135 организованное природное, космическое существо.
Определение природы человека как двусоставной: животно-природной, с одной стороны, и самодеятельно трудовой, творческой, с другой, важнейшая посылка федоровской антропологии, из которой возникают самые крайние выводы его учения.
То, что человек произвел себя сам, через труд и сознание, и есть его собственно человеческая сущность, которая непрерывно
расширяется и в итоге должна совершенно преобразить его природно-биологическую основу.
Па человеке с его несовершенной, противоречивой природой нельзя основать абсолют.
За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека.
Для Федорова это мог быть только Бог.
Философ призывал к практическому преобразованию жизни, к необходимости овладения процессами природы, управления всеми природными ресурсами.
Нельзя, считал он, знать и не использовать свои знания во имя человека и преобразования жизни, во имя реального спасения людей, воскрешения всех умерших поколений.
Духовность у него все то, с помощью чего человечество создает условия всеединства12.
Философия всеединства получила дальнейшее развитие в трудах религиозного философа, поэта, публициста и критика В.С.
Соловьева.
Выдвигая идею единства, он подчеркивает, что высшей целью исторического процесса является духовное общение людей, которое философ связывает с церковью.
С этой целью Соловьев предложил объединить три разновидности христианства католичество, православие и протестантизм, исходя из того, что все человечество представляет собой единый социальный организм.
Следовательно, «органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенной жизни, вот её истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога».
Стремление к положительному всеединству, к соединению с божественным логосом является, по его мнению, смыслом существования всего живого на земле.
В ходе исторического процесса становление телесного человека проходит стадии: «натуральный человек», затем «исторический человек» и, наконец «человек духовный»13.
В своей

[Back]