Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 84]

расширяется и в итоге должна совершенно преобразить его природнобиологическую основу.
На человеке с его несовершенной, противоречивой природой нельзя основать абсолют.
За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека.
Для Федорова это мог быть только Бог.
Философ призывал к практическому преобразованию жизни, к необходимости овладения процессами природы, управления всеми природными ресурсами.
Нельзя, считал он, знать и не использовать свои знания во имя человека и преобразования жизни, во имя реального спасения людей, воскрешения всех умерших поколений.
Духовность у него все то, с помощью чего человечество создает условия
всеединства81 82 *.
Философия всеединства получила дальнейшее развитие в трудах религиозного философа, поэта, публициста и критика В.С.
Соловьева.
Выдвигая идею единства, он подчеркивает, что высшей целью исторического процесса является духовное общение людей, которое философ связывает с церковью.
С этой целью Соловьев предложил объединить три разновидности христианства католичество, православие и протестантизм, исходя из того, что все человечество представляет собой единый социальный организм.
Следовательно,
“органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенной жизни, вот её истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога”.
Стремление к положительному всеединству, к соединению с божественным логосом является, по его мнению, смыслом существования всего живого на земле.
В ходе исторического процесса становление телесного человека проходит стадии:
“натуральный человек”, затем “исторический человек” и, наконец “человек духовный” .
В своей духовности сама личность бесконечна.
Любой подлинно культурный человек, считал Соловьев, не 81 См.: Коган Л.А.
Русский провозвестник всемирного братства: К 90-летию изд.

“Философия общего дела” Н.Ф, Федорова.
Кн.
Обозрение.
1996.
№31.
С.
17,24.

82 См.: Соловьев В.С.
Соч.
В 2-х т.
М.: Мысль, 1988.
С.
79.

84
[стр. 135]

135 организованное природное, космическое существо.
Определение природы человека как двусоставной: животно-природной, с одной стороны, и самодеятельно трудовой, творческой, с другой, важнейшая посылка федоровской антропологии, из которой возникают самые крайние выводы его учения.
То, что человек произвел себя сам, через труд и сознание, и есть его собственно человеческая сущность, которая непрерывно расширяется и в итоге должна совершенно преобразить его природно-биологическую основу.
Па человеке с его несовершенной, противоречивой природой нельзя основать абсолют.
За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека.
Для Федорова это мог быть только Бог.
Философ призывал к практическому преобразованию жизни, к необходимости овладения процессами природы, управления всеми природными ресурсами.
Нельзя, считал он, знать и не использовать свои знания во имя человека и преобразования жизни, во имя реального спасения людей, воскрешения всех умерших поколений.
Духовность у него все то, с помощью чего человечество создает условия
всеединства12.
Философия всеединства получила дальнейшее развитие в трудах религиозного философа, поэта, публициста и критика В.С.
Соловьева.
Выдвигая идею единства, он подчеркивает, что высшей целью исторического процесса является духовное общение людей, которое философ связывает с церковью.
С этой целью Соловьев предложил объединить три разновидности христианства католичество, православие и протестантизм, исходя из того, что все человечество представляет собой единый социальный организм.
Следовательно,
«органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенной жизни, вот её истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога».
Стремление к положительному всеединству, к соединению с божественным логосом является, по его мнению, смыслом существования всего живого на земле.
В ходе исторического процесса становление телесного человека проходит стадии:
«натуральный человек», затем «исторический человек» и, наконец «человек духовный»13.
В своей

[стр.,272]

273 24.
См.: Тойнби А.Дж.
Постижение истории.
М..
1991.
С.
77.
25.
Юнг К.Г.
К пониманию психологии архетипа младенца.
// Самосознание европейской культуры XX века.
/ Сост.
Р.А.
Гальцева М., 1991.
С.
120-121.
26.
Юнг К.
Архетип и символ.
М., 1991.
С.
98.
27.
Леви-Строс К.
Структурная антропология.
М., 1983.
С.
63.
28.
Хейзинга Й.
Ното 1ибеп$: В тени завтрашнего дня.
М., 1992.
С.
92.
29.
Гессе Г.
Игра в бисер.
Новосибирск.
1991.
Параграф 4 1.Франк С.Л.
Смысл жизни.
// Вопросы философии.
1990.
№ 6.
С.
91.
2.
См.: Ключевский В.О.
Курс лекций истории.
В 3-х т.
М.: Мысль.
1988.
Т.
1.С.
310.
3.
Лихачев Д.
Возникновение древнерусской литературы.
М., 1984.
С.
7.
4.
Глухов А.Г.
В лето 1037...
М., 1974.
С.
32.
5.
Лихачев Д.С.
Культура русского народа Х-ХУИ вв.
М.-Л., 1961.
С.
6.
6.
Костомаров Н.И.
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
М., 1993.
С.
58.
7.
Указ.
соч.
С.
49.
8.
См.
более подробно: Костомаров Н.И.
Указ.
соч.
С.
146-178.
9.
Чаадаев П.Я.
Сочинения.
М., 1989.
С.
25.
10.См.: Русская идея.
М., 1992.
С.
112.
11.
Цит.
по: Тарасов Б.Н.
Закон «Я» и «Закон любви».
М.: Знание, 1991.
С.
41.
12.
См.: Коган Л.А.
Русский провозвестник всемирного братства: К 90летию изд.

«Философия общего дела» Н.Ф, Федорова.
Кн.
Обозрение.
1996.
№31.
С.
17,24.

13.См.: Соловьев В.С.
Соч.
В 2-х т.
М.: Мысль, 1988.
С.
79.

14.
Бердяев Н.А.
Философия свободного духа.
М.: Республика, 1994.
С.
366-367, 383.
15.
См.: Бердяев Н.А.
Мое философское миросозерцание.
Я Философские

[Back]