Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 85]

может не ощущать своего неоплатного долга перед предками за завещанные ими духовные и материальные богатства, он обязан сохранять и приумножать их, в свою очередь передавать потомкам культурную эстафету, повинуясь тому внутреннему велению добру, которое Кант называл “категорическим императивом”.
Гениальным выражением духовного драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух обнаруживает, что старые культурные формы стали тесны для его развития явилась философия Н.А.
Бердяева.
Он исходит из нового философского понимания духа, преодолевая обезличивающую трактовку классического рационализма.
Здесь философ мыслит в русле христианской традиции, но наполняет её новым философским содержанием.
По Бердяеву, дух есть такое внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пределы необходимости, ставит человека
“по ту сторону” рационального мышления.
В то же время дух принадлежит человеку, сотканному из плоти и вписанному в порядок общественной жизни: именно
I дух соединяет сферу человеческого со сферой божественного: “Дух одинаково и трансцендентен (то есть запределен, потусторонен) и имманентен (то есть укоренен в этом мире).
Дух не тождественен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания”.
Дух у него
“вносит целесообразность, единство смысловой связи в душевную и душевно-телесную жизнь человека”.
“Духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке.
Дух дает смысл действительности, а не есть другая
о*> действительность” .
Дух, по Бердяеву есть свобода, но и дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности, именно личность, а не безличный разум, есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры.
Свободу духа он считает подлинным источником всякой *
85 13 Бердяев НА Философия свободного духа.
М.: Республика, 1994.
С.
366-367,383.
85
[стр. 136]

136 духовности сама личность бесконечна.
Любой подлинно культурный человек, считал Соловьев, не может не ощущать своего неоплатного долга перед предками за завещанные ими духовные и материальные богатства, он обязан сохранять и приумножать их, в свою очередь передавать потомкам культурную эстафету, повинуясь тому внутреннему велению добру, которое Кант называл «категорическим императивом».
Гениальным выражением духовного драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух обнаруживает, что старые культурные формы стали тесны для его развития явилась философия Н.А.
Бердяева.
Он исходит из нового философского понимания духа, преодолевая обезличивающую трактовку классического рационализма.
Здесь философ мыслит в русле христианской традиции, но наполняет её новым философским содержанием.
По Бердяеву, дух есть такое внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пределы необходимости, ставит человека
«по ту сторону» рационального мышления.
В то же время дух принадлежит человеку, сотканному из плоти и вписанному в порядок общественной жизни: именно
дух соединяет сферу человеческого со сферой божественного: «Дух одинаково и трансценденген (то есть запределен, потусторонен) и имманентен (то есть укоренен в этом мире).
Дух не тождественен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания».
Дух у него
«вносит целесообразность, единство смысловой связи в душевную и душевно-телесную жизнь человека».
«Духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке.
Дух дает смысл действительности, а не есть другая
действительность»14.
Дух, по Бердяеву есть свобода, но и дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности, именно личность, а не безличный разум, есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры.
Свободу духа он считает подлинным источником всякой
творческой активности.
Свобода не ограничивается условиями бытия, не определяется даже Богом, но способна творить новое бытие.
Она укоренена в небытии и

[Back]