концентрируются на духовности как основе человеческого бытия. Благодаря духовному, общественная жизнь несет в себе духовную природу, которая сама по себе “есть живая, укорененная в человеческом сердце и властвующая над ним идея или жизнь, определяется идеальными силами” и, благодаря её наличию становится понятным “субъективно-объективное, человеческое, сверхчеловеческое единство” . Духовное внутреннее (в человеке) от духовного внешнего (в обществе) отличается тем, что последнее “есть именно обнаружение, раскрытие и воплощение вовне этой глубинной стороны духовной жизни” . Франк полагал, что “первичной” является при сопоставлении материальной реальности и реальности духовной духовная реальность. По мнению философа, человек может в известной мере “закрыть глаза” на эмпирическую действительность, уйти, отстраниться, отрешиться от неё, потерять связь с нею; но он никак и никуда не может уйти от реальности собственного “Я”; она есть и остается в нем, в даже когда он её не замечает. Собственная “душа” или жизнь есть достояние более важное и нужное человеку, чем все богатства и царства мира. Выдающимся ученым, внесшим неоценимый вклад в осмысление культуры и духовности России и её народа, является Д.С. Лихачев. По его мнению в понятие “культура” должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и наций. Для существования и развития настоящей, большой культуры, считает академик, в обществе должна наличествовать высокая культурная осведомленность, более того культурная среда, среда владеющая не только национальными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству. 87 88 87 Франк С Л. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992. С. 74. 88 Указ. соч. С. 75. 87 |
137 реализуется в творчестве15. Как мыслитель Бердяев известен также исследованиями о русской душе, уникальности ее «пейзажа», о духовных истоках драматической судьбы России, её истории и культуры. В произведении «Душа России» он писал: «...прежде всего, человек должен любить свою землю, любить во всех её противоречиях, с её грехами и недостатками. Без любви к своей земле человек бессилен что-нибудь сотворить, бессилен овладеть землей... Раскрытие мужественного духа в России не может быть прививкой к ней серединной западной культуры. Русская культура может быть лишь конечной, лишь выходом за грани культуры. Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и в русском искании правды»16. Одним из авторитетных представителей русской социальной философии является С.Л. Франк. Он продолжил традицию фундаментального исследования мировоззренческих проблем, уже сложившуюся в российской философии и представленной трудами В.С. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Л.М. Лопатина. Однако по многим направлениям его философская мысль шла дальше. Идея Всеединства, широко разработанная Соловьевым, нашла в лице Франка своего достойного последователя. И если у первого намечены основные линии той антропологии, которая соответствует системе Всеединства, то «только Франк договорил до конца, довел до предельной четкости учение о человеке в пределах системы Всеединства, и в этом его огромная заслуга»17. Философская концепция Франка, все его главные размышления концентрируются на духовности как основе человеческого бытия. Благодаря духовному, общественная жизнь несет в себе духовную природу, которая сама по себе «есть живая, укорененная в человеческом сердце и властвующая над ним идея или жизнь, определяется идеальными силами» и, благодаря её наличию становится понятным «субъективно-объективное, 1 Я _ человеческое, сверхчеловеческое единство» . Духовное внутреннее (в человеке) от духовного внешнего (в обществе) отличается тем, что последнее 138 «есть именно обнаружение, раскрытие и воплощение вовне этой глубинной стороны духовной жизни»19. Франк полагал, что «первичной» является при сопоставлении материальной реальности и реальности духовной духовная реальность. По мнению философа, человек может в известной мере «закрыть глаза» на эмпирическую действительность, уйти, отстраниться, отрешиться от неё, потерять связь с нею; но он никак и никуда не может уйти от реальности собственного «Я»; она есть и остается в нем, даже когда он её не замечает. Собственная «душа» или жизнь есть достояние более важное и нужное человеку, чем все богатства и царства мира. Выдающимся ученым, внесшим неоценимый вклад в осмысление культуры и духовности России и её народа, является Д.С. Лихачев. По его мнению в понятие «культура» должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и наций. Для существования и развития настоящей, большой культуры, считает академик, в обществе должна наличествовать высокая культурная осведомленность, более того ~ культурная среда, среда владеющая не только национальными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству. Особое место в творчестве Лихачева занимают исследования русской культуры и духовности. Культура России сложилась в условиях многонациональной обстановки. Россия служила гигантским мостом между народами, мостом, прежде всего культурным. С одной стороны, этот мост облегчает общение между народами, а с другой облегчает и вражду, злоупотребления государственной власти. Но поляризованность русского характера, считает ученый, не означает поляризованности русской культуры и духа русского народа. Добро и зло в русском характере вовсе не уравнены. Добро всегда во много раз ценнее и весомее зла. Культура и духовность лл строятся на добре, а не на зле, выражают доброе начало в народе" . Огромная |