проблему соотношения свободы и зла, наличия многообразных возможностей морального выбора и вечных нравственных императивов как в социальном прогрессе общества в целом, так и в индивидуальном самосовершенствовании личности. Анализ идей отечественных философов, мыслителей, ученых о духовном и духовности можно продолжить и далее, поскольку русская философия значительно шире и многообразнее. В ней “судьба русского духа предстает как история его мыслей о самом себе, совершая весь спектр АЛ созданных им идей” . Однако, в нашу задачу не входило представить весь “спектр созданных идей”, важно было отразить наиболее главное, существенное в понимании духовности и её взаимоотношение с различными сферами культуры, а так же показать, сколь значима в исследовании I духовного роль русской философии. Это подтверждает и всё последующее, послереволюционное развитие отечественной философии, которая несмотря на преобладание идеологических детерминант, находилась под непосредственным влиянием богатейшего наследия и сложившихся традиций и даже осуществляла своё “видимое и невидимое” взаимодействие и взаимопроникновение с западной философией. Работы о духовности в определенной мере способствовали расширению гуманитарного содержания политики, идеологии, обучения и воспитания, общественной жизни в целом. Характернейшей особейностью этого периода нашей истории пожалуй было одно: духовность исследовалась в свете реально действующего человека и реально стоящих перед обществом задач. Вначале в работах о духовном отражались доминанты материалистической традиции, оно рассматривалось преимущественно через 90 90 Русский путь. Итд. Статья. В ки.: Н.А. Бердяев: рго е1 сопка. Кн. 1. / Сост. вступ. ст. и примечание А.А. Ермичева. СПб: РЛГИ, 1994. С. 5. 89 |
140 В то же время следует отметить, что Лосский отнюдь не был пассивным созерцателем жизни и сторонником толстовского непротивления злу насилием. Он признавал объективное существование зла и необходимую роль насилия в общественном прогрессе, не переставая подчеркивать, в то же время, что зло использованное для благой цели, не перестает быть от этого злом. Опираясь на труды Соловьева и Ильина, Лосский противопоставляет сочинениям Толстого свою собственную точку зрения на проблему соотношения свободы и зла, наличия многообразных возможностей морального выбора и вечных нравственных императивов как в социальном прогрессе общества в целом, так и в индивидуальном самосовершенствовании личности. Анализ идей отечественных философов, мыслителей, ученых о духовном и духовности можно продолжить и далее, поскольку русская философия значительно шире и многообразнее. В ней «судьба русского духа предстает как л л история его мыслей о самом себе, совершая весь спектр созданных им идей» . Однако, в нашу задачу не входило представить весь «спектр созданных идей», важно было отразить наиболее главное, существенное в понимании духовности и её взаимоотношение с различными сферами культуры, а так же показать, сколь значима в исследовании духовного роль русской философии. Это подтверждает и всё последующее, послереволюционное развитие отечественной философии, которая несмотря на преобладание идеологических детерминант, находилась под непосредственным влиянием богатейшего наследия и сложившихся традиций и даже осуществляла своё «видимое и невидимое» взаимодействие и взаимопроникновение с западной философией. Работы о духовности в определенной мере способствовали расширению гуманитарного содержания политики, идеологии, обучения и воспитания, общественной жизни в целом. Характернейшей особенностью этого периода нашей истории пожалуй было одно: духовность исследовалась в свете реально действующего человека и реально стоящих перед обществом задач. Вначале в работах о духовном отражались доминанты |