призму “первичности и вторичности”, где вторичное (духовное) редуцировано первичным (материальным). Это вело не только к заведомому принижению роли духовного в жизнедеятельности общества и личности, но в определенной мере к упрощению сути всех тех неликейных, неоднозначных, многофакторных и многомерных диалектических взаимозависимостей между материальным и духовным как на личностном уровне, так и на уровне социальной системы. Идеологизированный фон идей о подчинении личностного общественному, индивидуального всеобщему наложило свой отпечаток на духовную целостность общественного человека, на его право иметь свой голос, своё мнение, свою позицию в данной социальной реальности. В последующем это имело непредсказуемые последствия. В ходе перестройки, демократических преобразований, когда наступило духовное раскрепощение личности и общества, освобожденный, но невоспитанный дух индивидуализма, вырвался на свободу, увлекая людей на антиобщественные и противоправные формы поведения и действия. Человек пытался реализовать себя, свои возможности, заложенный в нем потенциал сейчас, сиюминутно не задумываясь о целесообразности, возможности и последствиях предпринимаемых усилий на том или ином направлении. В обществе сложилась ситуация, которая требовала принятия срочных мер. В поисках выхода из кризиса сознания и поведения личности, общество напрямую обратилось к духовному, справедливо полагая, что в нем его “спасение”. Это, в свою очередь, резко повысило интерес к проблеме духовности, но одновременно “дух нетерпения” стал сказываться и на характере работ. В итоге можно сказать и так: положительно, что о духовном всё больше пишут и говорят. В этом есть своя логика и польза, так как в споре быстрее рождается истина. Но для философии важно не 90 |
141 материалистической традиции, оно рассматривалось преимущественно через призму «первичности и вторичности», где вторичное (духовное) редуцировано первичным (материальным). Это вело не только к заведомому принижению роли духовного в жизнедеятельности общества и личности, но в определенной мере к упрощению сути всех тех нелинейных, неоднозначных, многофакторных и многомерных диалектических взаимозависимостей между материальным и духовным как на личностном уровне, так и на уровне социальной системы. Идеологизированный фон идей о подчинении личностного общественному, индивидуального всеобщему наложило свой отпечаток на духовную целостность общественного человека, на его право иметь свой голос, своё мнение, свою позицию в данной социальной реальности. В последующем это имело непредсказуемые последствия. В ходе перестройки, демократических преобразований, когда наступило духовное раскрепощение личности и общества, освобожденный, но невоспитанный дух индивидуализма, вырвался на свободу, увлекая людей на антиобщественные и противоправные формы поведения и действия. Человек пытался реализовать себя, свои возможности, заложенный в нем потенциал сейчас, сиюминутно не задумываясь о целесообразности, возможности и последствиях предпринимаемых усилий на том или ином направлении. В обществе сложилась ситуация, которая требовала принятия срочных мер. В поисках выхода из кризиса сознания и поведения личности, общество напрямую обратилось к духовному, справедливо полагая, что в нем его «спасение». Это, в свою очередь, резко повысило интерес к проблеме духовности, но одновременно «дух нетерпения» стал сказываться и на характере работ. В итоге можно сказать и так: положительно, что о духовном всё больше пишут и говорят. В этом есть своя логика и польза, так как в споре быстрее рождается истина. Но для философии важно не упустить существо проблемы, чтобы наука не утрачивала своего значения для людей и общества. |