упустить существо проблемы, чтобы наука не утрачивала своего значения для людей и общества. Так необходимо поступать по отношению к любому общественному явлению, а тем более к духовности. Ведь если увлечься представлениями о духовности, как о чем-то неопределенном, бесформенном, утратившем реальное значение, то в конечном итоге эго может привести к разрушению всех “построений о духе”, которые возводились практически на протяжении всей истории человечества. Следовательно, становится правомерным исследование духовности не только в роли де-юре, но и де-факто, которая и в наше время играет огромную роль в жизнедеятельности личности, общества и его культуры. 2.2. Специфика феномена духовности в современном трансформирующемся российском обществе. Каждая новая эпоха начинается с переоценки прошлого, его духовных ценностей, духовного обновления. Потребность в возвышении духовности и духовного обновления сегодня остро ощущается на всех уровнях социальной структуры общества. Это определяется тем, что, будучи зависимым от преобразований в экономической, социальной, политической I и других сферах общественной жизни, духовное обновление выступает важнейшей предпосылкой качественных изменений жизнедеятельности людей. В концептуальном плане смысл общей идеи духовного обновления состоит в поиске и обновлении мировоззрения и образов будущего, которые были бы способны объединить людей, а также общих ценностей и основанного на них нового мировоззрения* 91. В результате все большее количество исследователей концентрируют свое внимание на этом 91 См.: Вестник Моек, ун-та. Сер. 7. Философия. 1984. № 2. С. 13. 91 |
142 Так необходимо поступать по отношению к любому общественному явлению, а тем более к духовности. Ведь если увлечься представлениями о духовности, как о чем-то неопределенном, бесформенном, утратившем реальное значение, то в конечном итоге это может привести к разрушению всех «построений о духе», которые возводились практически на протяжении всей истории человечества. Следовательно, становится правомерным исследование духовности не только в роли де-юре, но и де-факто, которая и в наше время И1рает огромную роль в жизнедеятельности личности, общества и его культуры. 143 ГЛАВА III. Социально-философский анализ духовного обновления личности и общества 3.1. Специфика духовного обновления личности в современных условиях Каждая новая эпоха начинается с переоценки прошлого, его духовных ценностей, духовного обновления. Потребность в возвышении духовности и духовного обновления сегодня остро ощущается на всех уровнях социальной структуры общества. Это определяется тем, что, будучи зависимым от преобразований в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни, духовное обновление выступает важнейшей предпосылкой качественных изменений жизнедеятельности людей. В концептуальном плане смысл общей идеи духовного обновления состоит в поиске и обновлении мировоззрения и образов будущего, которые были бы способны объединить людей, а также общих ценностей и основанного на них нового мировоззрения1. В результате все большее количество исследователей концентрируют свое внимание на этом важнейшем направлении в социальной философии2. Однако соль вопроса проявляется не столько в признании данной проблемы как таковой, сколько в чрезвычайных трудностях разработки ее основных направлений и теоретико-практических средств реального осуществления. Это объясняется не только разночтением в понимании духовности, характера ее проявления и функционирования в жизнедеятельности людей, но и неоднозначной трактовкой категории «обновление». Под ней чаще понимается технологическая процедура, сходная по характеру ее осуществления с процессом обновления производства. Обновление представляется в форме “замены или пополнения физических и морально устаревших элементов производства новыми, более прогрессивными”3. В таких случаях духовное обновление чаще |