Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 92]

важнейшем направлении в социальной философии92.
Однако соль вопроса проявляется не столько в признании данной проблемы как таковой, сколько в чрезвычайных трудностях разработки ее основных направлений и теоретико-практических средств реального осуществления.
Это объясняется не только разночтением в понимании духовности, характера ее проявления и функционирования в жизнедеятельности людей, но и неоднозначной трактовкой категории «обновление».
Под ней чаще понимается технологическая процедура, сходная по характеру ее осуществления с процессом обновления производства.
Обновление представляется в форме “замены или пополнения физических и морально устаревших элементов производства новыми, более
прогрессивными”93.
В таких случаях духовное обновление чаще представляется в виде замены «старой» морали на более «новую»; выработки и внедрения новой идеологии (при этом само понятие “идеология” может выражать различное содержание); освоение религии как средства духовности; овладение новым политическим мышлением; преодоление отчуждения масс от политической власти, гражданского общества от государства и другое.
В целом, среди основных направлений духовного обновления личности и общества чаще всего называются: формирование нового мышления; гуманизация жизнедеятельности общества и человека; преобразование всей системы общественных отношений; обновление идеологии; возрождение утраченных духовных ценностей и формирование новых; изменение (преодоление стереотипов) состояния и тенденций массового сознания от консервативных норм и привычек к способности ориентироваться в условиях демократических процессов; демократизация
92 См.
например: Уледов А.К.
Духовное обновление общества.
М.: Мысль, 1990.
93 Большой энциклопедический словарь.
Т.
2.
С.
53.
92 I
[стр. 143]

143 ГЛАВА III.
Социально-философский анализ духовного обновления личности и общества 3.1.
Специфика духовного обновления личности в современных условиях Каждая новая эпоха начинается с переоценки прошлого, его духовных ценностей, духовного обновления.
Потребность в возвышении духовности и духовного обновления сегодня остро ощущается на всех уровнях социальной структуры общества.
Это определяется тем, что, будучи зависимым от преобразований в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни, духовное обновление выступает важнейшей предпосылкой качественных изменений жизнедеятельности людей.
В концептуальном плане смысл общей идеи духовного обновления состоит в поиске и обновлении мировоззрения и образов будущего, которые были бы способны объединить людей, а также общих ценностей и основанного на них нового мировоззрения1.
В результате все большее количество исследователей концентрируют свое внимание на этом важнейшем направлении в социальной философии2.
Однако соль вопроса проявляется не столько в признании данной проблемы как таковой, сколько в чрезвычайных трудностях разработки ее основных направлений и теоретико-практических средств реального осуществления.
Это объясняется не только разночтением в понимании духовности, характера ее проявления и функционирования в жизнедеятельности людей, но и неоднозначной трактовкой категории «обновление».
Под ней чаще понимается технологическая процедура, сходная по характеру ее осуществления с процессом обновления производства.
Обновление представляется в форме “замены или пополнения физических и морально устаревших элементов производства новыми, более
прогрессивными”3.
В таких случаях духовное обновление чаще

[стр.,144]

144 представляется в виде замены «старой» морали на более «новую»; выработки и внедрения новой идеологии (при этом само понятие “идеология” может выражать различное содержание); освоение религии как средства духовности; овладение новым политическим мышлением; преодоление отчуждения масс от политической власти, гражданского общества от государства и другое.
В целом, среди основных направлений духовного обновления личности и общества чаще всего называются: формирование нового мышления; гуманизация жизнедеятельности общества и человека; преобразование всей системы общественных отношений; обновление идеологии; возрождение утраченных духовных ценностей и формирование новых; изменение (преодоление стереотипов) состояния и тенденций массового сознания от консервативных норм и привычек к способности ориентироваться в условиях демократических процессов; демократизация
духовной сферы общества.
При этом каждое направление здесь может быть предметом самостоятельных исследований в работах философов, социологов, психологов, педагогов.
Не оспариваем правомерность названных подходов, тем более в каждом из них есть свои достоинства: они позволяют исследовать специфику и характер реализации того или иного элемента духовного мира человека в решении разнообразных задач его деятельности.
Но считаем при этом, что эти подходы нуждаются в существенной корректировке и развитии, в понимании, что процесс духовного обновления в отношении человека как целостного существа нуждается в соответствующих целостных основаниях.
Когда в качестве «главного» берется то или иное звено духовного мира, то оно должно быть таковым не потому ,что так считает тот или иной автор, а в силу его «местоположения и роли» в духовном мире личности оно должно быть способным влиять на другие сферы духовного мира человека , его миропонимании и ориентации.
Если же это обстоятельство не будет учитываться, то и в дальнейшем будут затрачиваться огромные усилия на разработку, например , концепции воспитания , где духовное обновление уже

[Back]