проблему полового воспитания молодежи, подрастающего поколения. Вопросы жизненно важные, рано или поздно общество к ним вернется. Но сегодня очевидно: гражданское общество и общественные институты, которые этим должны заниматься не сформировались. Средства массовой информации обладают огромными возможностями, но используют их часто во зло. Большинство духовно-религиозных передач проводятся пастырями I других религиозных культур, нередко античеловечных (мистические секты, АУМ Синрике и другие). Художественная продукция изобилует сценами насилия и секса. На местах обстановка еще хуже: многое делается на данном направлении неподготовленными специально для этой сложной и ответственной работы педагогами, руководителями; слабо изучается и не учитывается опыт других стран и народов; предаются забвению традиции и обычаи; порой меркантильность преобладает над целесообразностью; но, пожалуй, самое опасное работа ведется нередко форсированными темпами без учета желаний и интересов самой молодежи. Общепризнано, что без соответствующей подготовительной работы в обществе введение подобных новшеств вряд ли принесет желаемые результаты в ближайшее время. По глубокому наблюдению Н.А. Бердяева, появление новой духовности возможно через совершение длительного подготовительного развития человека и общества94. Иными словами, новая духовность не может появиться в результате того или иного, пусть и важного, нововведения. Она может стать следствием всесторонней и целенаправленной работы над изменениями всего спектра субъектобъектного взаимодействия, через диалектическое развитие духовного во всех сферах общества и личности. Это альфа и омега решения данной проблемы. Другое дело, практически (да и теоретически) не представляется 94 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 122. 96 |
147 «тяжким наследием» прошлого в духовной сфере общества и личности (без достаточно глубокого научно обоснованного анализа того, от чего надо избавляться и как можно быстрее, а что надо приумножать, активно внедряя в повседневную практику) являются одной из существенных причин разного рода «нововведений». Рассмотрим, для примера, взаимоотношения церкви и школы, в том числе и высшей, или попытку с помощью школы решить проблему полового воспитания молодежи, подрастающего поколения. Вопросы жизненно важные, рано или поздно общество к ним вернется. По сегодня очевидно: гражданское общество и общественные институты, которые этим должны заниматься не сформировались. Средства массовой информации обладают огромными возможностями, но используют их часто во зло. Большинство духовно-религиозных передач проводятся пастырями других религиозных культур, нередко античеловечных (мистические секты, АУМ Синрике и другие). Художественная продукция изобилует сценами насилия и секса. На местах обстановка еще хуже: многое делается на данном направлении неподготовленными специально для этой сложной и ответственной работы педагогами, руководителями; слабо изучается и не учитывается опыт других стран и народов; предаются забвению традиции и обычаи; порой меркантильность преобладает над целесообразностью; но, пожалуй, самое опасное работа ведется нередко форсированными темпами без учета желаний и интересов самой молодежи. Общепризнано, что без соответствующей подготовительной работы в обществе введение подобных новшеств вряд ли принесет желаемые результаты в ближайшее время. По глубокому наблюдению Н.А. Бердяева, появление новой духовности возможно через совершение длительного подготовительного развития человека и общества5. Иными словами, новая духовность не может появиться в результате того или иного, пусть и важного, нововведения. Она может стать следствием всесторонней и целенаправленной работы над изменениями всего спектра субъект-объектного взаимодействия , 148 через диалектическое развитие духовного во всех сферах общества и личности. Это альфа и омега решения данной проблемы. Другое дело, практически (да и теоретически) не представляется возможным адекватное воздействие на все сферы духовного мира человека, как нельзя в короткие сроки изменить внешние условия, непосредственно и опосредованно воздействующие на характер функционирования духовных процессов на уровне общего, особенного и единичного . Следует помнить и о том, что постоянно изменяется и окружающая человека реальная действительность, в содержательной форме развиваются происходящие в ней процессы и явления, а вместе с этим изменяется специфика ее освоения, характер воспитания и даже средства воздействия на людей и их духовный мир. Анализ работ по данной проблематике позволяет утверждать: вне четких и обоснованных духовных ориентиров, недостаточно ясного осознания субъектами воспитания основных компонентов (элементов) духовного обновления, очень трудно рассчитывать на успех дела. Тем более, его нельзя добиться в современных условиях, когда относительно быстрое изменение социальной реальности происходит через сложную диалектику конструктивного и деструктивного. Скажем, сегодня не редкость, когда унижается смысл труда, трудовая деятельность человека. Судя по последним исследованиям, можно сказать: ушли в прошлое те герои, которые символизировали энтузиазм труда, трудовую мораль, трудовые ценности. Практически не обсуждаются вопросы о качестве, содержании труда, выборе профессии, реальная ценность труда низка. Сознательно или несознательно произошло снятие высших нравственных ориентиров: выбора жизненного пути в сфере труда. Произошло смещение “верх” поменялся с “ низом”. Не вступая в полемику по поводу названного и других “недоразумений” современного этапа общественного развития отметим, что для нас важнее утверждение мысли: сколь бы ни трудны были нынешние обстоятельства |