поиск решений, которые позволяли бы находить ответы, наиболее адекватно отражающие происходящие изменения, как в нашей стране, так и во всем мире. И на этой основе выстраивать конструктивные программы духовного обновления личности и общества. Поиск подобных решений осуществлялся практически на всех этапах нашей истории. До настоящего времени духовное развитие общества и человека (в зависимости от эпохи, культурно-исторических традиций I государства, региона) происходило под воздействием тех или иных господствующих систем мировоззрения и идеологий. Содержание последних если и отражает конкретно-исторические особенности той или иной эпохи, то не выражает того всеобщего, что могло бы оказывать всестороннее влияние на диалектику внутреннего и внешнего в целостном становлении каждого человека. В основе мировоззренческих и идеологических детерминант выдвигались: космологические основания (античность), принципы христианского мировоззрения и морали (средневековье), культ разума, познания и науки (Новое -время). Применительно к России своеобразное влияние на характер ее духовного развития оказали периоды крещения Руси, борьба с татаро-монгольскими захватчиками, реформы Петра первого, революционные события начала XX века. Даже в советской эпохе нашей истории можно выделить периоды, где доминировала та или иная концепция характера формирования и развития духовного мира личности. Для примера это период военного коммунизма; переход от него к НЭПу; от НЭПа к сталинизму; государственному социализму; хрущевская оттепельлиберализация; горбачевская “перестройка”; переход к рыночной экономике на путях самоопределения России. В нашем исследовании речь идет о выборе главной, определяющей сферы в духовном мире человека. Эта идея, ее реализация позволит в 98 |
149 I жизнедеятельности человека, нужен более предметный поиск решений, которые позволяли бы находить ответы, наиболее адекватно отражающие происходящие изменения, как в нашей стране, так и во всем мире. И на этой основе выстраивать конструктивные программы духовного обновления личности и общества. Поиск подобных решений осуществлялся практически на всех этапах нашей истории. До настоящего времени духовное развитие общества и человека (в зависимости от эпохи, культурно-исторических традиций государства, региона) происходило под воздействием тех или иных господствующих систем мировоззрения и идеологий. Содержание последних если и отражает конкретно-исторические особенности той или иной эпохи, то не выражает того всеобщего, что могло бы оказывать всестороннее влияние на диалектику внутреннего и внешнего в целостном становлении каждого человека. В основе мировоззренческих и идеологических детерминант выдвигались: космологические основания (античность), принципы христианского мировоззрения и морали (средневековье), культ разума, познания и науки (Новое время). Применительно к России своеобразное влияние на характер ее духовного развития оказали периоды крещения Руси, борьба с татаро-монгольскими захватчиками, реформы Петра первого, революционные события начала XX века. Даже в советской эпохе нашей истории можно выделить периоды, где доминировала та или иная концепция характера формирования и развития духовного мира личности. Для примера это период военного коммунизма; переход от него к НЭПу; от НЭПа к сталинизму; государственному социализму; хрущевская оттепельлиберализация; горбачевская “перестройка”; переход к рыночной экономике на путях самоопределения России. В нашем исследовании речь идет о выборе главной, определяющей сферы в духовном мире человека. Эта идея, ее реализация позволит в должной мере “соединить” или, по крайней мере, наработать оптимальные варианты |