Проверяемый текст
Коновалов Иван Николаевич. Сельскохозяйственная кооперация в России в конце XIX - начале XX вв. (Диссертация 1998)
[стр. 154]

154 могущих произойти по операциям".
Общая сумма долговых обязательств не должна была превышать суммы вступительных взносов
и паевого капитала.
Большинство же потребительских обществ были сельскими, а значит немногочисленными, вступительная плата в них не превышала
1 и пай 5-10 рублей.
Поэтому, как правило, они располагали незначительными оборотными средствами.
Устав, контролируя хозяйственную сторону, провозглашал и превентивные запретительные меры.
В параграфе 30 говорилось: "...

о месте и времени каждого общего собрания, а также о предметах надлежащих его обсуждению, правление...
заблаговременно доводит до сведения начальника местной полиции".
В
примечании разъяснялось, что
"на общих собраниях могут быть обсуждаемы лишь вопросы, значащиеся в приглашении на собрании, имеющие непосредственное отношение к определенной уставом деятельности общества, и притом только те, о которых доведено до сведения начальника местной полиции".
Внести
изменения или дополнения в устав было так же трудно, как и открыть новое общество.

"Предложения об изменении или дополнении...
устава, говорилось в примечании 2 параграфа 31, — представляются на утверждение правительству в установленном порядке, с объяснением причин и соображений, вызывающих таковые изменения или дополнения в уставе".
Создание кооперативов и их деятельность отдавались на усмотрение губернаторов, что, с одной стороны, несколько
децентрализовывало всю процедуру утверждения потребительских обществ и ускоряло ее, а с другой, фактически отдавало судьбу кооперативов на усмотрение местной администрации.
Губернатор в любое время (примечание к параграфу 53) мог провести ревизию дел общества, "если им будут получены сведения о беспорядках в обществе или нарушении устава", наконец, общество могло быть закрыто (параграф 65) по распоряжению министра
[стр. 106]

Правительственные структуры больше всего опасались, что общества потребителей выйдут из-под контроля и будут содействовать общественнополитической организации населения, росту оппозиционных настроений.
Эти опасения нашли отражение в “нормальном” уставе потребительских обществ, разработанном Министерством внутренних дел и утвержденном 13 мая 1897 г.
Устав расширял деятельность обществ и их операции, но в то же время ужесточал административный контроль над ними и почти лишал их всякой кредитоспособности.
В соответствии с уставом “общества потребителей учреждались с целью доставления своим членам по возможно дешевой цене или по умеренным рыночным ценам различных предметов потребления и домашнего обихода и предоставления членам возможности из прибылей от операций общества делать сбережения”85, Осуществить указанные цели общество могло за счет своих д>едств, а точнее оборотного капитала, поскольку запасный капитал “предназначался исключительно на пополнение убытков, могущих произойти по операциям" Общая сумма долговых обязательств не должна была превышать суммы вступительных взносов я, паевого капитала.
Большинство же потребительских обществ были, сельскими, а значит немногочисленными, вступительная плата в них не превышала
I и пай 5-10 рублей.
Поэтому, как правило, они располагали незначительными оборотными средствами.
Устав, контролируя хозяйственную сторону, провозглашал и превентивные запретительные меры.
В параграфе 30 говорилось:
“...
о месте и времени каждого общего собрания, а также о предметах надлежащих его обсуждению, правление...
заблаговременно доводит до сведения начальника местной полиции”.
В
примечании разъяснялось, что
“на общих собраниях могут быть обсуждаемы лишь вопросы, значащиеся в приглашении на собрашш, имеющие непосредственное отношение к определенной уставом “ Устав общества потребителей от 13 мая 1897 г.
С.
1-2.
106

[стр.,107]

деятельности общества, и притом только те, о которых доведено до сведения начальника местной полиции’'.
Внести
изменения или дополнения в устав было так же трудно, как и открыть новое общество.

‘'Предложения об изменении или дополнении...
устава, — говорилось в примечании.
2 параграфа 31, — представляются на утверждение правительству в установленном порядке, с объяснением причин и соображений, вызывающих таковые изменения или дополнения в уставе’.
Создание кооперативов и их деятельность отдавались на усмотрение губернаторов, что, с одной стороны, несколько
децентрадизовывало всю процедуру утверждения потребительских обществ и ускоряло ее, а с другой, фактически отдавило судьбу кооперативов на усмотрение местной администрации.
1убернатор в любое время (примечание к параграфу 53) мог провести ревизию дел общества, “если им будут получены сведения о беспорядках в обществе или нарушении устава”, наконец, общество могло быть закрыто (параграф 65) по распоряжению министра внутренних дел.
Несмотря на это развитие потребительской кооперации вступило в новую стадию.
После принятия устава в деревне наблюдается быстрый рост обществ потребителей.
Законодательное оформление сельскохозяйственных обществ берет свое начало с первого “нормального” устава 1897 г.
Он расширил задачи кооперативов и, допуская сбыт сельскохозяйственной продукции в сыром и обработанном виде, предоставил обществам право “устраивать сельскохозяйственные технические производства для переработки сырых продуктов”.
Кроме того, устав ввел в круг операций сельскохозяйственных обществ совершенно новые, а именно: выдачу ссуд под товары, принятие обществом продукции дня комиссионной продажи, получение ссуд под те же товары за счет и по поручению товаровладельцев из кредитных учреждений и, наконец, исполнение всякого рода поручений сельских хозяев, касающихся их 107

[Back]