Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 111]

Ill Мадраса Кухна (старая или древняя Мадраса) является одним из монументальных построек учебно-культового назначения на городской площади Регистан средневекового Хисора.
Помимо
Мадраса Кухна в Регистане находится ещё одна Мадраса Нав, составляющие вместе своеобразный ансамбль.
О Мадраса Кухна в научной и популярной литературе имеется ряд публикаций, вышедший в свет в различные годы1.
Мадраса Кухна исследователями датируется XVI-XVII вв., т.е.
периодом расцвета городской культуры Хисора.
На эго указывают материалы шурфов, заложенных у основания фундаментов, относящиеся к X1-X1I, XV-XVI и последующим векам.
По плановой композиции Мадраса имеет вну тренний двор, окруженный худжрами, мечетью и вспомогательными помещениями (внешние габариты здания 50x45 м).
Входная часть дарвозахона или миёнсарой представляет собой
монументальный портал, где справа от входа расположена купольная мечеть, а слева худжры (Табл.
25, рис.
1, 3).
Нарушение функциональной взаимосвязи Мадраса привело к асимметрии главного, северного фасада, где справа на уровне кровли выделяется четверик со ступенчатым куполом.
Невысокие угловые башни украшены рельефным кирпичным орнаментом каждая своим.
Перекрытия интерьеров своды
тина балхи и купола на арках и щитовидных парусах.
Мадраса не имеет архитектурного декора ни внутри худжр и мечети, ни на главном фасаде.
Пластику фасадов создают качественная кладка кирпича и многочисленные арочные ниши
(Табл.
25, рис.
4).
Художественному восприятию сооружения способствует геометрически
выверенный монументальный портал, поддержанный 1 Соболев А.
Заметки о гиссарских владениях и о среднем течении Сурхандарьи, указ, соч.; Маев H.
Географический очерк Гнесарского края и Кулябского бскства, указ, соч.; Он же.
Очерки Бухарского ханства.
Гнесарского края и горных бскств Бухарского ханства, указ, соч.; Андреев М.С.
В Хисоре // Туркестанские ведомости.
1906.
№ 6; Брстаницкий Л.С.
Архитектурные памятники Гиссара, указ, соч.; Давидович Е., Мухтаров А.
Страницы истории Гиссара, указ, соч.; Хисорскнй памятник п его архитектурные памятники, указ, соч., Мухторов А.
Хнсор.
указ, соч., и др.
[стр. 186]

пристроена к центрально-купольному объему в XV-XVI вв.
Тогда же в середине внешней стороны восточной стены была устроена михрабная ниша для молящихся на айване.
Ещё одна ниша была устроена на восточной стене южной галереи.
Помимо этого, исследования позволили определить время постройки центрально-купольного хонакох в XI-XII вв., когда во всем средневековом Востоке было распространено строительство ранних мечетейкиосков.
Из-за высокой сейсмичности района в рапнесредневековый период купольная структура мечети, возможно, была разрушена, поэтому, здание неоднократно восстанавливалось с некоторым усовершенствованием конструкций (например, XVI-XVIII вв.
в подкупольных конструкциях появляются щитовидные паруса как наиболее приемлемые к сейсмическим условиям).
Мечеть Сангин почти не имеет декора, кроме как оформления внутренней михрабной ниши ганчевой декорацией и орнаментального фриза на уровне арочных тромпов.
Мечеть находится в глубине городского квартала Хисора, внутри двора, где ранее были дворовые постройки, отдельно стоящий кирпичный минарет (юго-восточный угол), хауз-бассейн, осененный вековыми чинарами.
В настоящее время сохранился лишь один из чинаров.
Медресе Кухна (старое или древнее медресе) является одним из монументальных построек учебно-культового назначения на городской площади Регистан средневекового Хисора.
Помимо
медресе Кухна в Регистане находится ещё одна медресе Нав, составляющие вместе своеобразный ансамбль.
По плановой композиции медресе имеет внутренний двор, окруженный худжрами, мечетью и вспомогательными помещениями (внешние габариты здания 50x45 м).
Входная часть дарвозахона или миёнсарой представляет собой
монументатьный портал, где справа от входа расположена купольная мечеть, а слева худжры.
Нарушение функциональной взаимосвязи медресе привело к асимметрии главного, северного фасада, где справа на уровне кровли выделяется четверик со ступенчатым куполом.
Невысокие угловые башни украшены рельефным кирпичным орнаментом каждая своим.
Перекрытия интерьеров своды
типа балхи и купола на арках и щитовидных парусах.
Медресе не имеет архитектурного декора ни внутри худжр и мечети, ни на главном фасаде.
Пластику фасадов создают качественная кладка кирпича и многочисленные арочные ниши.

Художественному восприятию сооружения способствует геометрически
186

[Back]