112 угловыми башнями-гульдаста. Чрезвычайно эффектно выглядит Мадраса с высоты хисорской крепости, откуда наиболее четко предстаёт геометризированная структура дворового сооружения с многочисленными сводами над худжрами и высоким куполом мечети. Одна из примечательных особенностей входной части Мадраса является наличие болохона, т.е. верхнего этажа, закрытого с главного фасада монументальным порталом. Сюда можно подняться по узкой винтовой лестнице, устроенной в толще кирпичной кладки боковой стены миёнсароя, т.е. входного вестибюля. Лестница выходит на кровлю одноэтажных худжр и отсюда можно попасть в купольную болохона. Через прямоугольный проём в щипцовой стене портальной ниши можно выйти на айван, устроенный над входными воротами. Отсюда открывается прекрасный вид на городскую площадь и монументальные ворота крепости. Болохона использовалась как китобхона, т.е. библиотека. Другая особенность Мадраса заключена в наличие глубокого сводчатого айвана в северо-восточном углу двора, примыкающего к купольной мечети. Отсюда можно попасть в последнюю через небольшую двухстворчатую дверь. Необычайно устройство основного входа в мечеть. Так, с восточной стороны мечети устроен арочный айван, отделенный от входной части деревянной решеткой ианджара. Весьма пластично разработана фасадная плоскость Мадраса, обращенная на площадь. Здесь помимо монументального нештака с 11образным рамным обрамлением из глубоких арочных ниш глухие поверхности одноэтажного Мадраса оформлены арочными нишами, причем в левой половине ниши более глубокие, чем в правой части фасада. Такая трактовка архитектурной пластики оправдывается стремлением создателя Мадраса как бы зрительно уравновесить асимметричную композицию фасада (правое крыло обогащено многоступенчатой купольной структурой мечети). Действительно, углубленные тени в глубоких нишах некоторым образом |
выверенный монументальный портал, поддержанный угловыми башнямигульдаста. Чрезвычайно эффектно выглядит медресе с высоты хисорской крепости, откуда наиболее четко предстаёт геометризированная структура дворового сооружения с многочисленными сводами над худжрами и высоким куполом мечети. Одна из примечательных особенностей входной части медресе является наличие болохона, т.е. верхнего этажа, закрытого с главного фасада монументальным порталом. Сюда можно подняться по узкой винтовой лестнице, устроенной в толще кирпичной кладки боковой стены миёнсароя, т.е. входного вестибюля. Лестница выходит на кровлю одноэтажных худжр и отсюда можно попасть в купольную болохона. Через прямоугольный проём в щипцовой стене портальной ниши можно выйти на айван, устроенный над входными воротами. Отсюда открывается прекрасный вид на городскую площадь и монументальные ворота крепости. Болохона использовалась как китобхона, т.е. библиотека. Другая особенность медресе заключена в наличие глубокого сводчатого айвана в северо-восточном углу двора, примыкающего к купольной мечети. Отсюда можно попасть в последнюю через небольшую двухстворчатую дверь. Необычайно устройство основного входа в мечеть. Так, с восточной стороны мечети устроен арочный айван, отделенный от входной части деревянной решеткой панджара. Весьма пластично разработана фасадная плоскость медресе, обращенная на площадь. Здесь помимо монументального пештака с П-образным рамным обрамлением из глубоких арочных ниш глухие поверхности одноэтажного медресе оформлены арочными нишами, причем в левой половине ниши более глубокие, чем в правой части фасада. Такая трактовка архитектурной пластики оправдывается стремлением создателя медресе как бы зрительно уравновесить асимметричную композицию фасада (правое крыло обогащено многоступенчатой купольной структурой мечети). Действительно, углубленные тени в глубоких нишах некоторым образом компенсируют зрительную «тяжесть» правого крыла, где ниши создают лишь рельефную разработку фасадной плоскости. Особую остроту восприятия главного фасада медресе придают двухстворчатые резные деревянные ворота в портальной нише здания. Скромная, но благородная резьба ворот дополняется металлическими атрибутами полусферическими шляпками креплений кубба, кольцами, 187 |