113 компенсируют зрительную «тяжесть» правого крыла, где ниши создают лишь рельефную разработку фасадной плоскости. Особую остроту восприятия главного фасада Мадраса придают двухстворчатые резные деревянные ворота в портальной нише здания. Скромная, но благородная резьба ворот дополняется металлическими атрибутами полусферическими шляпками креплений кубба, кольцами, фигурными накладными пластинами и др. Деревянные двухстворчатые резные двери, но более скромные но облику и размерам, украшают входы в каждую худжру. Поверх дверных коробок устроены световые проёмы, закрытые сквозными ганчевыми решетками. Через них освещаются и вентилируются помещения. Отапливались худжры посредством пристенного камина-мури, а также напольных отопительных столиков-сандалов. В камине же учащиеся могли готовить нишу. Вдоль всех худжр снаружи по периметру устроена повышенного уровня площадка-дорожка с кирпичной выкладкой ее поверхности. Центральная часть двора, находящаяся ниже уровня площадки, также выложена квадратным жженым кирпичом. Таков, в общем, архитектурный облик Мадраса Кухна, в помещениях которого сейчас организован музей народного быта с показом уникальных образцов таджикского прикладного искусства, музыкальные инструменты, одежда, обувь, ритуальные предметы и украшения, сопровождающие каждую таджикскую свадьбу или праздник и многое другое. Мадраса Нав как составная часть Регистана средневековог о Хисора привлекла внимание исследователей в конце XIX века. Уже в 1875 г оду этот памятник был упомянут в числе других в материалах участников геог рафической экспедиции1. Позднее сведения о Мадраса Нав появляются в 1 Маев Н. Географический очерк Гиссарского края..., указ. соч. |
выверенный монументальный портал, поддержанный угловыми башнямигульдаста. Чрезвычайно эффектно выглядит медресе с высоты хисорской крепости, откуда наиболее четко предстаёт геометризированная структура дворового сооружения с многочисленными сводами над худжрами и высоким куполом мечети. Одна из примечательных особенностей входной части медресе является наличие болохона, т.е. верхнего этажа, закрытого с главного фасада монументальным порталом. Сюда можно подняться по узкой винтовой лестнице, устроенной в толще кирпичной кладки боковой стены миёнсароя, т.е. входного вестибюля. Лестница выходит на кровлю одноэтажных худжр и отсюда можно попасть в купольную болохона. Через прямоугольный проём в щипцовой стене портальной ниши можно выйти на айван, устроенный над входными воротами. Отсюда открывается прекрасный вид на городскую площадь и монументальные ворота крепости. Болохона использовалась как китобхона, т.е. библиотека. Другая особенность медресе заключена в наличие глубокого сводчатого айвана в северо-восточном углу двора, примыкающего к купольной мечети. Отсюда можно попасть в последнюю через небольшую двухстворчатую дверь. Необычайно устройство основного входа в мечеть. Так, с восточной стороны мечети устроен арочный айван, отделенный от входной части деревянной решеткой панджара. Весьма пластично разработана фасадная плоскость медресе, обращенная на площадь. Здесь помимо монументального пештака с П-образным рамным обрамлением из глубоких арочных ниш глухие поверхности одноэтажного медресе оформлены арочными нишами, причем в левой половине ниши более глубокие, чем в правой части фасада. Такая трактовка архитектурной пластики оправдывается стремлением создателя медресе как бы зрительно уравновесить асимметричную композицию фасада (правое крыло обогащено многоступенчатой купольной структурой мечети). Действительно, углубленные тени в глубоких нишах некоторым образом компенсируют зрительную «тяжесть» правого крыла, где ниши создают лишь рельефную разработку фасадной плоскости. Особую остроту восприятия главного фасада медресе придают двухстворчатые резные деревянные ворота в портальной нише здания. Скромная, но благородная резьба ворот дополняется металлическими атрибутами полусферическими шляпками креплений кубба, кольцами, 187 фигурными накладными пластинами и др. Деревянные двухстворчатые резные двери, но более скромные по облику и размерам, украшают входы в каждую худжру. Поверх дверных коробок устроены световые проёмы, закрытые сквозными ганчевыми решетками. Через них освещаются и вентилируются помещения. Таков, в общем, архитектурный облик медресе Кухна, в помещениях которого сейчас организован музей народного быта с показом уникальных образцов таджикского прикладного искусства, музыкальные инструменты, одежда, обувь, ритуальные предметы и украшения, сопровождающие каждую таджикскую свадьбу или праздник и многое другое. Медресе Нав являлось составной частью Регистана средневекового Хисора и к середине XX века было изрядно разрушено. На основе новых исследований был разработан проект реставрации (руководитель группы проектировщиков Н.Н.Брус, архитекторы Х.Рахматулласв, С.Репин, В.Попугаев, Л.Стружанова, СНРПМ Минкультуры Тадж.ССР, 1977 год), по которому начались восстановительные работы. Полная реставрация памятника завершилась в 1991 году, и начались работы по приспособлению медресе под музей классиков культуры Востока. Подробный анализ всех предыдущих материалов, а также историкоархитектурное исследование медресе Нав, произведенный Р.С.Мукимовым, позволили с большой долей вероятности удревнить её датировку-, т.е. считать временем строительства медресе конец XVIIначало XVIII вв.233. Медресе Пав как учебное заведение мусульманского Востока, являлось неотъемлемой частью общегородского центра средневекового Хисора. Оно обрамляет западную часть Регистана, где проходила древняя дорога от городских ворот Шахари и вместе с медресе Кухна и каравансарасм Хиштин (XVII-XVIII вв.) составляет цельный архитектурный ансамбль, сооруженный с южной стороны Хисорской крепости. Построенное почти через одно столетие после медресе Кухна, оно впитало в себя лучшие черты медресного строительства Средней Азии позднего средневековья. Расположенный на искусственной платформе, отделанной прямоугольными блоками из красного гранита, восточный двухэтажный фасад без традиционного поливного декора поверх кирпичной кладки представляет гармоничной и величественной пз Р.Мукимов. Мадраса Нав И Хисорский заповедник и его архитектурные памятники. Душанбе: ГИКЗ, 1993.-С. 81-95, ил. 188 |