Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 123]

123 главного фасада, где глубокие затененные арочные ниши лавок-дуканов композиционно подчеркивают значимость импозантного портала-пештака.
Профилированная внешняя плоскость последнего образует
«II» образную раму вокруг арочной ниши, в которую врезана ещё одна арка с прямоугольным проёмом ворот.
В верхней части, на оси щипцовой стены портала виден прямоугольный световой проем мехмонхоны, устроенный за портальной плоскостью над входным айваном.
Некоторую утонченность в облике фасада каравансарая придаёт пояс дандона поверху бортика кровли и криволинейные очертания куполов над угловыми квадратными помещениями.
Помимо этого, понизу стен четко выделяется ровная горизонтальная деревянная полоса, отделяющая фундамент от стены.
Она не только подчеркивает многоуровневую поверхность земли вокруг здания, но является важным конструктивным элементом стен.
Этот деревянный брус, уложенный поверху выровненного фундамента, выполняет роль антисейсмической прокладки, поглашающей за счет своей упругости сейсмические колебания почвы при сильных разрушительных
землетрясениях.
Такая особенность строительной культуры весьма характерна для горных районов Таджикистана.

Например, ещё в древности в фундаменты монументальных сооружений вводили деревянные балки или брусья.
Эта веками выверенная строительная традиция дошла до XIX века.
И сейчас деревянные прокладки можно увидеть в толще фундаментов мечетей как в предгорной долине Хисора, так и в соседней Зеравшанской долине, на Каратегине, Дарвазе и других местах1.
Хисорский каравансарай, вобрав в себя тысячелетний опыт строительства подобных сооружений, в условиях городской застройки превратился в узкоспециализированное, но многофункциональное торговогостиничное здание, где не держали животных, где не было мечети, сардоба и других сопутствующих их частей.
Здесь только складировали товары и
тут 1 Мамаджанова С..
Усманов К.
Строительная культура Северного Таджикистана XIX-XX вв.
Душанбе: Изд.
«Мсрос», 2001, с.
91, рнс.22; Мамаджанова С., Мукнмов Р.
Традиции в зодчестве Уструшаны // Изв.
АН Тадж.ССР.
ООН.
№ 2, 1984.
* С.
12-19, и др.
[стр. 193]

ограниченная с восточной и западной сторон каменной стенкой и кладкой дандона поверху, представляет собой пандус с понижением к югу.
По этому пандусу проносили товары для складирования.
Возможно, наиболее тяжелые грузы заносились во двор животными, здесь они разгружались и вновь выводились наружу, так как двор не приспособлен для содержания лошадей или верблюдов.
Архитектура каравансарая, как отмечалось выше, близка медресе Кухна.
Внешнюю эстетику фасадов создавала тщательно выполненная кирпичная кладка, где само сочетание кирпича желто-охристого цвета с ровными полосками ганчевого раствора служило эффектным декоративным средством.
Особенно привлекательна пластичная разработка северного, главного фасада, где глубокие затененные арочные ниши лавок-дукаиов композиционно подчеркивают значимость импозантного портала-пештака.
Профилированная внешняя плоскость последнего образует
«П» образную раму вокруг арочной ниши, в которую врезана еще одна арка с прямоугольным проёмом ворог.
В верхней части, на оси щипцовой стены портала виден прямоугольный световой проем мехмонхоны, устроенный за портальной плоскостью над входным айваном.
Некоторую утонченность в облике фасада каравансарая придаёт пояс дандона поверху бортика кровли и криволинейные очертания куполов над угловыми квадратными помещениями.
Помимо этого, понизу стен четко выделяется ровная горизонтальная деревянная полоса, отделяющая фундамент от стены.
Она не только подчеркивает многоуровневую поверхность земли вокруг здания, но является важным конструктивным элементом стен.
Этот деревянный брус, уложенный поверху выровненного фундамента, выполняет роль антисейсмической прокладки, поглашающей за счет своей упругости сейсмические колебания почвы при сильных разрушительных
земле1трясениях.
Такая особенность строительной культуры весьма характерна для горных районов Таджикистана.

Хисорский каравансарай, вобрав в себя тысячелетний опыт строительства подобных сооружений, в условиях городской застройки превратился в узкоспециализированное, но многофункциональное торговогостиничное здание, где не держали животных, где не было мечети, сардоба и других сопутствующих их частей.
Здесь только складировали товары и
гут же начинали торговлю в лавках и торговых рядах-раста на городской площади.
В необходимости защиты караванов от разбойничьих нападений 193

[Back]