Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 128]

128 дверью и ганчевой решеткой над нею, выходит на глубокую портальную нишу.
Весьма живописно выглядит мавзолей снаружи, где привлекательность объемной композиции создают не декоративные элементы (их здесь просто нет), но сами геометрически уравновешенные купольные объемы отдельных помещений, воедино связанных общим, эстетически осмысленным зодческим замыслом
(Табл.
22, рис.
5,6).
Своеобразие сооружения создано тем, что снаружи стены повторяют крестообразные линии плана, придавая многоплановость восприятия фасадов из всех без исключения сторон.
Именно соответствие объемно-пространственной композиции мавзолея плановой структуре и отличает его от большинства памятников Средней Азии, характеризуемые сложным сочетанием помещений различного назначения, но не отраженные во внешнем облике.
Разве что более скромные и более поздние мавзолеи Худоёра Ваълами в Ура-Тюбе (сейчас
Истравшан) и Тубахан в Худжанде несколько напоминают своими многоплановыми фасадами, повторяемых в плане крестообразные помещения усыпальниц1.
Хотя и западная портально-купольная усыпальница пристроена позже (об этом красноречиво свидетельствуют различные строительноконструктивные приемы возведения куполов и материалы зондажей), её создатель обладал, несомненно, помимо зодческого искусства глубокими художественно-композиционными познаниями.
В частности, он сумел таким образом дополнить более раннее сооружение, что сформировался цельный конгломерат разновременных построек.
Эстетика неприкрытой кирпичной кладки на ганчевом растворе в сочетании с причудливыми и непонятными на первый взгляд членениями стен, разномасштабными порталами, дверными проёмами и световыми зарешеченными люками над ними, циркульно выверенным абрисом куполов создала
законченный ансамбль культовых сооружений, соразмерный человеку.
Хисорский заповедник и его архитектурные памятники, указ, соч., с.
53-67.I
[стр. 196]

(поминальня) квадратного плана с четырьмя прямоугольными сводчатыми нишами в середине каждой стены, образующие упомянутую крестообразность.
Па северной арочной нише прорезан дверной проём в гурхона-усыпальницу.
Гурхона в плане образует квадрат, расположенный на оси главного входа зиёратхона и перекрытый куполом на арочных парусах.
На полу, ближе к северной стене, расположено невысокое ступенчатое надфобие-сагона с ганчевой облицовкой.
Проём на западной стене усыпальницы ведет в третье помещение, близкое по плану зиёратхона: квадрат стен с четырьмя глубокими нишами по сторонам, перекрытый куполом на четырех пересекающихся арках, образованных ганчевыми отливками.
Восточная ниша, пятигранная в плане, в торце перекрыта сомкнутым сводом.
На полу помещения в юго-восточном углу расположено прямоугольное возвышение с тремя небольшими сагона.
Четвертая сагона находится к востоку от возвышения.
Также как и зиёратхона и гурхона, третье помещение имело четыре прохода с наддверными проёмами в середине ниш, впоследствии заложенные с северной и западной сторон.
Во время реставрации проемы были восстановлены.
Проём на западной стороне, заполненный резной деревянной дверью и ганчевой решеткой над нею, выходит на глубокую портальную нишу.
Весьма живописно выглядит мавзолей снаружи, где привлекательность объемной композиции создают не декоративные элементы (их здесь просто нет), но сами геометрически уравновешенные купольные объемы отдельных помещений, воедино связанных общим, эстетически осмысленным зодческим замыслом.

Своеобразие сооружения создано тем, что снаружи стены повторяют крестообразные линии плана, придавая многоплановость восприятия фасадов из всех без исключения сторон.
Именно соответствие объемно-пространственной композиции мавзолея плановой структуре и отличает его от большинства памятников Средней Азии, характеризуемые сложным сочетанием помещений различного назначения, но не отраженные во внешнем облике.
Разве что более скромные и более поздние мавзолеи Худоёра Ваълами в Ура-Тюбе (сейчас
Истаравшан) и Тубахан в Худжанде несколько напоминают своими многоплановыми фасадами, повторяемых в плане крестообразные помещения усыпальниц2^6.
196 236 Хисорский заповедник и его архитектурные памятники, указ.
соч...
с.
53-67.


[стр.,197]

Хотя и западная портально-купольная усыпальница пристроена позже (об этом красноречиво свидетельствуют различные строительноконструктивные приемы возведения куполов и материалы зондажей), её создатель обладал, несомненно, помимо зодческого искусства глубокими художественно-композиционными познаниями.
В частности, он сумел таким образом дополнить более раннее сооружение, что сформировался цельный конгломерат разновременных построек.
Эстетика неприкрытой кирпичной кладки на ганчевом растворе в сочетании с причудливыми и непонятными на первый взгляд членениями стен, разномасштабными порталами, дверными проёмами и световыми зарешеченными люками над ними, циркульно выверенным абрисом куполов создала
закопченный ансамбль культовых сооружений, соразмерный человеку.
Теперь перейдем к рассмотрению внешнего облика памятника, вернее, комплекса усыпальниц.
В частности, на южном фасаде мы видим главный портальный вход в виде углубленной арочной ниши между выступающими пилонами.
Портал венчается, как и весь объем здания, кладкой дандона.
Как показывает анализ построения портала, он сохранился не на всю первоначальную высоту.
Об этом, в первую очередь, говорят непропорциональность портала и небрежность кирпичной кладки в его верхних частях.
Слева от портала в глубине фасада виднеется вход со световым арочным проемом над ним, заполненный ганчевой решеткой.
Левее от этого входа на плоскости фасада сохранилась широкая прямоугольная ниша.
Как предполагает Т.М.Атаханов, возможно это след ещё одного помещения, которое находилось когда-то к югу от помещения поздней усыпальницы.
Северный фасад также отличается многоплановостью из-за уступов стен, повторяющих линии плана квадратного гурхона и крестообразной молельни.
Северо-восточный угол поздней усыпальницы скошен под углом в 45° и на этой грани устроена узкая глубокая ниша, откуда начинается винтовая лестница, ведущая на кровлю.
На западном фасаде некогда выделялся монументальный входной портал, сохранившийся в виде двух мощных пилонов с незавершенной кладкой.
Щипцовая стена портала имеет деревянную резную дверь и оконный проем над нею, закрытый ганчевой решеткой арочного очертания.
Восточный фасад является наиболее скромным в отношении наличия членений, хотя его многоплановость создаёт некоторую живописность.
197

[Back]