Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 130]

130 На западном фасаде некогда выделялся монументальный входной портал, сохранившийся в виде двух мощных пилонов с незавершенной кладкой.
Щипцовая стена портала имеет деревянную резную дверь и оконный проем над нею, закрытый ганчевой решеткой арочного очертания.
Восточный фасад является наиболее скромным в отношении наличия членений, хотя его
многоплановоегь создаёт некоторую живописность.
Определенную нарядность придаёт дверной проём из зиёратхоны с двухстворчатой резной дверью и ганчевая решетка над ней.
Интерьеры помещений мавзолея отличаются простотой и ясностью тектоники.
Например, в интерьере гурхона в основании парусного пояса выделяется консольная полка, которая между парусами превращается в обрамление плоских промежуточных ниш.
Незаложенные окна в своих верхних частях врезаются в ниши.
Между ними и арочными парусами промежуточные элементы отсутствуют, а купол начинается от пят парусов.
Стены здесь покрыты ганчевой штукатуркой.

Теперь необходимо остановиться на вопросах датировки памятника, привлекая как данные археологического исследования, так и историкокультурные параллели и данные рукописей, дошедших до нас.
Но этому вопросу среди исследователей имеются различные мнения.
Так, А.Тоатов, как и многие ученые, в том числе и Т.М.Агаханов, датирует мавзолей Махдуми Азам XVI веком, отмечая, что здание было построено в два этапа: вначале мавзолей состоял из зиёратхоны и небольшой гурхоны, затем к усыпальнице с запада было пристроено третье большое купольное помещение, перекрытое куполом на четырех пересекающихся арках, попарно переброшенных через помещение1.
Наш дополнительный анализ архитектуры и строительной культуры мавзолея Махдуми Азам, а также привлечение других данных (например, архитектурных параллелей) позволяет несколько удревнить период его 1 Тоатов А.
Историко-культурный заповедник, указ, соч., с.
10-11.
[стр. 197]

Хотя и западная портально-купольная усыпальница пристроена позже (об этом красноречиво свидетельствуют различные строительноконструктивные приемы возведения куполов и материалы зондажей), её создатель обладал, несомненно, помимо зодческого искусства глубокими художественно-композиционными познаниями.
В частности, он сумел таким образом дополнить более раннее сооружение, что сформировался цельный конгломерат разновременных построек.
Эстетика неприкрытой кирпичной кладки на ганчевом растворе в сочетании с причудливыми и непонятными на первый взгляд членениями стен, разномасштабными порталами, дверными проёмами и световыми зарешеченными люками над ними, циркульно выверенным абрисом куполов создала закопченный ансамбль культовых сооружений, соразмерный человеку.
Теперь перейдем к рассмотрению внешнего облика памятника, вернее, комплекса усыпальниц.
В частности, на южном фасаде мы видим главный портальный вход в виде углубленной арочной ниши между выступающими пилонами.
Портал венчается, как и весь объем здания, кладкой дандона.
Как показывает анализ построения портала, он сохранился не на всю первоначальную высоту.
Об этом, в первую очередь, говорят непропорциональность портала и небрежность кирпичной кладки в его верхних частях.
Слева от портала в глубине фасада виднеется вход со световым арочным проемом над ним, заполненный ганчевой решеткой.
Левее от этого входа на плоскости фасада сохранилась широкая прямоугольная ниша.
Как предполагает Т.М.Атаханов, возможно это след ещё одного помещения, которое находилось когда-то к югу от помещения поздней усыпальницы.
Северный фасад также отличается многоплановостью из-за уступов стен, повторяющих линии плана квадратного гурхона и крестообразной молельни.
Северо-восточный угол поздней усыпальницы скошен под углом в 45° и на этой грани устроена узкая глубокая ниша, откуда начинается винтовая лестница, ведущая на кровлю.
На западном фасаде некогда выделялся монументальный входной портал, сохранившийся в виде двух мощных пилонов с незавершенной кладкой.
Щипцовая стена портала имеет деревянную резную дверь и оконный проем над нею, закрытый ганчевой решеткой арочного очертания.
Восточный фасад является наиболее скромным в отношении наличия членений, хотя его
многоплановость создаёт некоторую живописность.
197

[стр.,198]

Определенную нарядность придаёт дверной проём из зиёратхоны с двухстворчатой резной дверью и ганчевая решетка над ней.
Интерьеры помещений мавзолея отличаются простотой и ясностью тектоники.
Например, в интерьере гурхона в основании парусного пояса выделяется консольная полка, которая между парусами превращается в обрамление плоских промежуточных ниш.
Незаложенные окна в своих верхних частях врезаются в ниши.
Между ними и арочными парусами промежуточные элементы отсутствуют, а купол начинается от пят парусов.
Стены здесь покрыты ганчевой штукатуркой.

Гурхона Махдуми Азам представляет купольный киоск с четырьмя входными проёмами со всех сторон, и он был построен намного раньше, чем зиёратхона, а именно в XI в., когда купольные сооружения типа «чортак» или «киоск» были наиболее ранними типами погребальных сооружений, традиция которых не была ограничена только Средним Востоком.
В Хисоре «чортак» представлен с более усовершенствованными подкупольными конструкциями, а именно, купол на арочных парусах, заполненные сомкнутыми сводами, что позволяет датировать возведение гурхоны в X-XI вв.
Этому же времени, в общем, не противоречит и разработка структуры купольных построек в виде четверика, несущего восьмерик, на котором покоится купол.
Мавзолей Махдуми Азам в завершенном виде предстаёт перед нами как разновременный многокамерный комплекс типа «конгломерат», имеющий, предположительно, три этапа формирования: однокупольный киоск с четырьмя проёмами по всем сторонам (X-XI вв.), затем двухкамерный мавзолей с поминальной мечстыо и гурхона на главной оси (XI-XII вв.) и, наконец, многокамерный мавзолей (XVI в.).
Сейчас здание является местом паломничества жителей республики, приходящих сюда помянуть шейха Ходжи Мухаммада Хейваки, умершего и погребенного здесь в 1546 году2'7.
В 25 км от Гиссара (административного центра одноименного района), на высокой левобережной террасе расположен древний Душанбе, столица и самый крупный город Республики Таджикистан (более 1 млн.
жителей).
О его древнем происхождении говорит большой археологический материал, полученный при раскопках древнего городища на северо-западной окраине современного города Душанбе, на высоком обрывистом левобережье реки 237 * 237 Семенов А.А.
Уникальный памятник этнографической средневековой литературы XVI в.
// Тр.
ФАН СССР.-Ташкент.
1940.Вып.
12.-С.
52-62.
198

[Back]