132 Ширкабир в Машаде, Кусама ибн-Аббаса в Шахи Зинде (Самарканд), комплекс Кусам-ата в Фудине и дрЛ Из истории мы знаем, что на протяжении всего развитого средневековья, от X до XIX века прослеживается преобразование однокамерных мавзолеев в двухкамерные, а затем и многокамерные здания, относимые Л.Ю.Маньковской, к типу «конгломерат»1 2. Мавзолей Махдуми Азам в завершенном виде предстаёт перед нами именно как разновременный многокамерный комплекс типа «конгломерат», имеющий, предположительно, три этапа формирования: однокупольный киоск с четырьмя проёмами по всем сторонам (Х-Х1 вв.), затем двухкамерный мавзолей с поминальной мечетью и гурхона на главной оси (X1-X1I вв.) и, наконец, многокамерный мавзолей (XVI в.). Идея Н.Н.Негматова об организации в мавзолее Махдуми Азам Музея истории Ислама не была осуществлена из-за известных событий 1991-1993 гг. и сейчас здание является местом паломничества жителей республики, приходящих сюда помянуть шейха Ходжи Мухаммада Хейваки, умершего и погребенного здесь в 1546 году3. Обобщая материалы, заложенные во втором разделе главы можно сделать следующие выводы: 1. Хисоргепа является одним из саамы дрвних крпосгей гиссарской долины, датируемая х в. до н.э. 2. Поздняя дарвозахона с башнями представляет собой хорошо крепленным монументальным сооружением XIX в. 3. Мечеть Сангин за время своего существования пережил два этапа формировния: XI-X1II вв. (купольная мечеть-киоск) и XV-XV1 вв. (купонная хонакох со сводчатой галереей с двух сторон с кирпичным минаретом). 1 Прнбыткова А.М. Строительная культура Средней Азии в 1X-XII вв. М.: Стройиздат, 1973. С. 59-74, ил. : Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии. Мавзолеи Фидины и Касон // Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М.: Наука, 1979. С. 96-104, ил. 3 Семенов А.А. Уникальный памятник этнографической средневековой литературы XVI в. И Тр. ФАН СССР. -Ташкент. 1940. Вып. 12. С. 52-62. |
Определенную нарядность придаёт дверной проём из зиёратхоны с двухстворчатой резной дверью и ганчевая решетка над ней. Интерьеры помещений мавзолея отличаются простотой и ясностью тектоники. Например, в интерьере гурхона в основании парусного пояса выделяется консольная полка, которая между парусами превращается в обрамление плоских промежуточных ниш. Незаложенные окна в своих верхних частях врезаются в ниши. Между ними и арочными парусами промежуточные элементы отсутствуют, а купол начинается от пят парусов. Стены здесь покрыты ганчевой штукатуркой. Гурхона Махдуми Азам представляет купольный киоск с четырьмя входными проёмами со всех сторон, и он был построен намного раньше, чем зиёратхона, а именно в XI в., когда купольные сооружения типа «чортак» или «киоск» были наиболее ранними типами погребальных сооружений, традиция которых не была ограничена только Средним Востоком. В Хисоре «чортак» представлен с более усовершенствованными подкупольными конструкциями, а именно, купол на арочных парусах, заполненные сомкнутыми сводами, что позволяет датировать возведение гурхоны в X-XI вв. Этому же времени, в общем, не противоречит и разработка структуры купольных построек в виде четверика, несущего восьмерик, на котором покоится купол. Мавзолей Махдуми Азам в завершенном виде предстаёт перед нами как разновременный многокамерный комплекс типа «конгломерат», имеющий, предположительно, три этапа формирования: однокупольный киоск с четырьмя проёмами по всем сторонам (X-XI вв.), затем двухкамерный мавзолей с поминальной мечстыо и гурхона на главной оси (XI-XII вв.) и, наконец, многокамерный мавзолей (XVI в.). Сейчас здание является местом паломничества жителей республики, приходящих сюда помянуть шейха Ходжи Мухаммада Хейваки, умершего и погребенного здесь в 1546 году2'7. В 25 км от Гиссара (административного центра одноименного района), на высокой левобережной террасе расположен древний Душанбе, столица и самый крупный город Республики Таджикистан (более 1 млн. жителей). О его древнем происхождении говорит большой археологический материал, полученный при раскопках древнего городища на северо-западной окраине современного города Душанбе, на высоком обрывистом левобережье реки 237 * 237 Семенов А.А. Уникальный памятник этнографической средневековой литературы XVI в. // Тр. ФАН СССР.-Ташкент. 1940.Вып. 12.-С. 52-62. 198 |