Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 135]

135 новую форму в XVI или XVII веке появились трехчастные щитовидные паруса с ячейками, заполненными «елочной» кладкой.
Главной достопримечательностью западного мавзолея является фигурная кладка кирпичей, составлявшая орнаментально-организованную кирпичную фактуру красивого охристого цвета
(Табл.
30, рис.
7).
Орнаментальный узор как снаружи здания, так и в интерьере был выполнен облицовочными шлифованными кирпичиками, сложенными в различной технике «лесенкой», «елочкой» и другой, где центры ритмично повторяющихся орнаментальных фигур выделены заглубленными крестиками с вставленными в них терракотовыми квадратиками.
Как пишет С.Г.Хмельницкий, узорчатые облицовки некогда покрывали не только
внутренние стены пилонов айвана, но и поверхности наружных стен1.
Как показал композиционный анализ плана здания,
произведенный названным ученым, он был построен на метрической сетке с модулем, равным одному гязу 73,6 см.
Сравнение западного мавзолея с подобными сооружениями позволили С.Г.Хмельницкому датировать памятник
XI-XII вв.
Восточный мавзолей, также сохранившийся в руинированном виде, построен из кирпичей того же размера (25-26x25-26x5-5,5 см) на глинянном растворе.
Ганч здесь был применен только в облицовке портала (как и в западном мавзолее).
Размер купольного зала равен
6,7х6,7 м.
Портал представлял собой два массивных пилона с криволинейными очертаниями
но бокам и квадратной но плану арочной нишей, по оси которой устроен входной проем в зал.
Как считает С.Г.Хмельницкий, криволинейные выступы входного портала были частью минаретов, втопленных в толщу
нештака.
Минареты возвышались над порталом и завершались куполами2.

Подобные парные минареты были характерны для Ирана, Азербайджана, Малой Азии и
1 Хмельницкий С.Г.
От Самаиидов до монголов, указ, соч., с.2 К), рис.
217, 218.
2 Хмельницкий С.Г.
От Самаиидов до монголов, указ, соч., с.
216, рис.
226.
227.
[стр. 179]

Главной достопримечательностью западного мавзолея является фигурная кладка кирпичей, составлявшая орнаментально-организованную кирпичную фактуру красивого охристого цвета.
Орнаментальный узор как снаружи здания, так и в интерьере был выполнен облицовочными шлифованными кирпичиками, сложенными в различной технике «лесенкой», «елочкой» и другой, где центры ритмично повторяющихся орнаментальных фигур выделены заглубленными крестиками с вставленными в них терракотовыми квадратиками.
Как пишет С.Г.Хмельницкий, узорчатые облицовки некогда покрывали не только
Л'Ч i внутренние стены пилонов айвана, но и поверхности наружных стен“ .
Как показал композиционный анализ плана здания,
он был построен на метрической сетке с модулем, равным одному гязу 73,6 см.
Сравнение западного мавзолея с подобными сооружениями позволили С.Г.Хмельницкому датировать памятник
XI-X1I вв.
Восточный мавзолей, также сохранившийся в руинированном виде, построен из кирпичей того же размера (25-26x25-26x5-5,5 см) на глинянном растворе.
Ганч здесь был применен только в облицовке портала (как и в западном мавзолее).
Размер купольного зала равен
6,7x6,7 м.
Портал представлял собой два массивных пилона с криволинейными очертаниями
по бокам и квадратной по плану арочной нишей, но оси которой устроен входной проем в зал.
Как считает С.Г.Хмельницкий, криволинейные выступы входного портала были частью минаретов, втопленных в толщу
пештака.
Минареты возвышались над порталом и завершались куполами224
225.
Подобные парные минареты были характерны для Ирана, Азербайджана, Малой Азии и
Центральной Азии (например, их имела мечеть на городище Анау в Южном Т уркменистане).
Поверхности стен восточного мавзолея также были облицованы шлифованными кирпичиками и терракотовыми деталями в различной технике кладки.
На поверхности пилона портала из пиленных терракотовых деталей почерком «куфи» набрана арабская надпись, украшенная стилизованными листьями и побегами и вставками в виде крупных сердцеобразных фигур.
Ближайшая аналогия по деталям и стилю украшения 224 С.Г.Хмельницкий.
От Саманидов до монголов, указ, соч., с.210, рис.
217, 218.
225 С.Г.Хмельницкий.
От Саманидов до монголов, указ, сон., с.
216, рис.
226, 227.
179

[Back]