Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе (Диссертация 2007)
[стр. 140]

140 освещен в специальной литературе1, поэтому мы здесь дадим лишь краткое описание мавзолея, используя вышеприведенные источники.
Холбойкаро находится на небольшом возвышении и поэтому хорошо обозрим издалека.
Он представляет собой кирпичный кубовидный объем с выразительным порталом.
Помещение усыпальницы-гурхона представляет в плане крестообразную композицию, получившуюся за счет глубоких арочных ниш по сторонам внутренних стен подкупольного квадрата.
Здание в отличие от портально-купольных мавзолеев имеет два портала главный, фланкированный
но углам трехчетвертными башенками-гульдаста, и боковой, менее монументальной но облику и меньший по размерам портальной стенки (Табл.
30, рис.
1, 2).
Последний не выступает за верхнюю линию стен.
Свод стрельчатого очертания опирается на два прямоугольных пилона.
Два других глухих фасада оформлены одинаково традиционными архитектурными членениями в виде неглубоких декоративных ниш,
но две на каждый фасад, разделенные широкими выступами.
Тщательно выполненная наружная кирпичная кладка служит источником художественного эффекта.
Своеобразие памятнику придаёт и характер кладки: широкие или обычно глубокие швы между рядами способствуют созданию богатой игры света и тени на его фасадах.
Обращает на себя внимание сходство декоративного убранства Холбойкаро с классическим зодчеством
XI-X1I вв.
Эго отчетливо видно по кладке башен главного портала, декорированных в виде поясов горизонтальной «парной» кладки с «парными» вертикальными вставками, окаймленных бордюрами из коротких вертикальных кирпичей.
Вертикальные вставки из коротких резных кирпичиков в виде бантиков между спаренными кирпичами древний
1 Таджикская ССР.
Энциклопедический справочник.
Изд.
1.
-Душанбе: Глав.
Науч.
Ред.
ТСЭ, 1974.
с.
339;
Мамадназаров М.
Макбараи Холбойкаро // Адабнет ва саиъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3-х томах.

-1.2.
Душанбе: Гл.
науч.
Ред.
ТСЭ, 1989.
С.
207;
Тоатов А.
Историческим памятникам долгая жизнь.
Душанбе:
Изд.
«Ирфои», 1986.
с.
17-18,ил.; Мамаджаиова С., Мукнмов Р.
Архитектурное наследие Душанбе.
Душанбе: Изд.
«Мсрос», 1993, с.94-95, рис.89-90; Они же.
Энциклопедия средневекового зодчества Таджикистана.
Душанбе:
Изд.
«Мсрос», 1993, с.
115; Атаханов Т.М., Мамадназаров М.Х.
Обследование памятников архитектуры Гиссарской долины..., указ, соч., с.266-271, рис.
3,4,5; Хакимов Нурали.
Строительная культура Гиссарской долины Х-ХХ вв., указ, соч.; Каталог исторических памятников Таджикистана, указ.
соч..
с.
111;н др.
[стр. 31]

свидетелем сенсационного сообщения археологов о более древнем возрасте Душанбе.
Ведь, как вы знаете, в руках археологов имеются вещественные, пусть пока ещё единичные или, как пишут иногда, случайные свидетельства о бактрийском периоде.
3.
Историко-архитектурное наследие Душанбе и его округи.
В городе в настоящее время почти полностью отсутствуют произведения архитектуры прошлых веков, и даже постройки начала XX века канули в вечность, оставшись только в памяти старожилов Душанбе.
Нельзя, конечно, сказать, что у нашего древнего города совершенно нет свидетелей былого искусства зодчих прошлого.
Мы уже рассказывали о средневековой крепости, остатках его стены, погребальных сооружениях, произведениях прикладного искусства и других, которые, благодаря таджикским археологам, стали достоянием культурного наследия народа.
Время оказалось бессильным перед памятниками, возведенными из более прочного строительного материала, а именно из обожженного кирпича и камня.
А такие памятники сохранились в основном в окрестностях Душанбе, в частности, в административных районах Рудаки и Вахдат (бывшие Ленинский и Кофарнихонский районы республиканского подчинения).
Мы не говорим о памятниках Гиссарского района, который примыкает к Вахдатскому с запада.
В 2003 году вышла в свет монография Р.Мукимова и Н.Хакимова «Строительная культура Гиссарской долины XIX-XX вв.», где подробно раскрыты характерные особенности монументальных памятников средневековья1.
Помимо этого, о гиссарской группе памятников имеется несколько книг, в том числе и наши1 2.
Поэтому мы ограничимся лишь ссылкой на эти издания.
Давайте, осмотрим средневековые сооружения Душанбе и его окрестностей, которые, хотя и не причисляются к выдающимся памятникам таджикского зодчества, тем не менее, они весьма любопытны своеобразием архитектурной трактовки и местными традициями.
Чтобы увидеть мавзолей Холбойкаро надо выехать за пределы Душанбе.
Он находится в районе Рудаки, в 10 км от города Вахдат (бывший Янги Базар, затем Орджоникидзеабад, затем Кофарнихон).
Памятник этот достаточно хорошо изучен, в том числе и нами, и освещен в специальной литературе3, поэтому мы здесь дадим лишь краткое описание мавзолея, используя вышеприведенные источники.
1 Р.Мукнмов, Н.Хакимов.
Строительная культура Гиссарской долины X1X-XX вв.
Душанбе: 'ГаджикНИИПАГ, 2003.
-160 с., ил.
2 Е.А.Давидович, А.М.Мухторов.
Страницы истории Гиссара.
Душанбе, 1969; Хисорский заповедник и его архитектурные памятники.
Коллектив авторов.
Душанбе: ХИКЗ, 1993; С.Мамаджанова, Р.Мукнмов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч.; Гиссарская долина.
Путеводитель /Составитель Р.Каримов.
Душанбе, 1987, и др.
3 Таджикская ССР.
Энциклопедический справочник.
Изд.
1.
-Душанбе: Глав.
Науч.
Ред.
ТСЭ, 1974, с.
339;
М.Мамадназаров.
Макбараи Холбойкаро// Адабиет ва санъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3-х томах.

Т.
2.
-Душанбе: Гл.
науч.
Ред.
ТСЭ, 1989.
С.
207;
А.Тоатов.
Историческим памятникам долгая жизнь.
Душанбе:
Ирфон, 1986, с.
17-18, ил.; С.Мамаджанова, Р.Мукнмов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., 1993, с.94-95, рис.89-90; Они же.
Энциклопедия средневекового зодчества Таджикистана.
Душанбе:
Мерос,1993, с.
115; Т.М.Атаханов, М.Х.Мамадназаров.
Обследование

[стр.,32]

Холбойкаро находится на небольшом возвышении, и поэтому хорошо обозрим издалека.
Он представляет собой кирпичный кубовидный объем с выразительным порталом.
Помещение усыпальницы-гурхона представляет в плане крестообразную композицию, получившуюся за счет глубоких арочных ниш по сторонам внутренних стен подкупольного квадрата.
Здание в отличие от портально-купольных мавзолеев имеет два портала главный, фланкированный
по углам трех четвертными башенками-гульдаста, и боковой, менее монументальной по облику и меньший по размерам портальной стенки.
Последний не выступает за верхнюю линию стен.
Свод стрельчатого очертания опирается на два прямоугольных пилона.
Два других глухих фасада оформлены одинаково традиционными архитектурными членениями в виде неглубоких декоративных ниш,
по две на каждый фасад, разделенные широкими выступами.
Тщательно выполненная наружная кирпичная кладка служит источником художественного эффекта.
Своеобразие памятнику придаёт и характер кладки: широкие или обычно глубокие швы между рядами способствуют созданию богатой игры света и тени на его фасадах.
Обращает на себя внимание сходство декоративного убранства Холбойкаро с классическим зодчеством
XI-XII вв.
Это отчетливо видно по кладке башен главного портала, декорированных в виде поясов горизонтальной «парной» кладки с «парными» вертикальными вставками, окаймленных бордюрами из коротких вертикальных кирпичей.
Вертикальные вставки из коротких резных кирпичиков в виде бантиков между спаренными кирпичами древний
декоративный приём, также встречающийся в классических таджикских памятниках IX-XII вв.: мавзолеях Ходжа Нахшрон близ Турсун-Заде и Ходжа Машад в Шахритусском районе.
Но при детальном изучении памятника, в особенности его интерьера, становится ясным, что эта стилизация «под старину».
В частности, купол опирается на щитовидных парусах, кирпичная кладка стен в интерьере скрыта штукатуркой (в памятниках раннеисламского периода кладка открыта взору).
В основании стен интерьера проложены толстые брусья, скрепленные между собой кованными железными скобами прием, появившийся лишь в XVI веке и ещё чаще в XVIII-XIX вв.
Как считают Т.М.Атаханов и М.Х.Мамадназаров, величественный портал мавзолея и его высокие башни, по всей вероятности, навеяны духом тимуридского стиля.
По мнению С.Г.Хмельницкого, план мавзолея вписывается в масштабную метрическую сетку, где модуль (гяз) равен 63 см.
Это создаёт гармоничное неразрывное единство плановой композиции и внешнего облика* 1.
памятников архитектуры Гиссарской долины в 1984-1985 гг.
// APT.
Вып.
XXV (1985 год).
Душанбе; Дониш, 1994.
С.266-271, рис.
3,4,5, и др.
1 С.Г.Хмельницкий.
Метрическая сетка в памятниках архитектуры Таджикистана // Строительство и архитектура.
Душанбе: Дониш, 1977, с.
107-108, рис.

[Back]