Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе (Диссертация 2007)
[стр. 141]

141 декоративный приём, также встречающийся в классических таджикских памятниках IX-X1I вв.: мавзолее Ходжа Нахшрон, рассмотренный выше в данной главе, и Ходжа Машад в Шахритусском районе.
Но при детальном изучении памятника, в особенности его интерьера, становится ясным, что эта стилизация «под старину».
В частности, купол опирается на щитовидных парусах, кирпичная кладка стен в интерьере скрыта штукатуркой (в памятниках раннеисламского периода кладка открыта взору).
В основании стен интерьера проложены толстые брусья, скрепленные между собой кованными железными скобами прием, появившийся лишь в XVI веке и ещё чаще в XVIII-XIX вв.
Как считают
Т.М.Агаханов и М.Х.Мамадназаров, величественный портал мавзолея и его высокие башни, по всей вероятности, навеяны духом тимуридского стиля.
По мнению С.Г.Хмельницкого, план мавзолея вписывается в
метрическую масштабную сетку, где модуль (гяз) равен 63 см.
Это создаёт
неразрывное гармоничное единство плановой композиции и внешнего облика1.
Вокруг купола мавзолея был устроен сводчатый коридор обход, что также является чрезвычайно древним и, казалось бы, забытым к этому времени, приемом, впервые примененном в мавзолее Саманидов в Бухаре (IX век).
Т.М.Атаханов и М.Х.Мамадназаров называют одним из функциональных назначений этого коридора это дополнительная вентиляция помещения гурхона.

Несколько святых мест и мазаров описывается в книге «Чойхои мукаддаси Тоцикистон», как, например, мазары Шахид, Шейха Негматулло в Семиганче, Чилыан, Ходжа Дари Дукон, Тура, Назарханди, Домулло Косим в Вахдагском районе2 1 Хмельницкий С.Г.
Метрическая сетка в памятниках архитектуры Таджикистана // Строительство и архитектура.
Душанбе:
Изд.
«Дониш», 1977, с.107-108,рис.; Хакимов Нуралн Строительная культура Гиссарской долины Х-ХХ вв., указ, соч.; и др.
: Музаффари М., Камол X..
Наботзода 3.
Чойхон мукаддаси Точнкистон (Святые места в Таджикистана).
Душанбе: Изд.
«Диваштнч», 2007.
176 с., ил.
[стр. 32]

Холбойкаро находится на небольшом возвышении, и поэтому хорошо обозрим издалека.
Он представляет собой кирпичный кубовидный объем с выразительным порталом.
Помещение усыпальницы-гурхона представляет в плане крестообразную композицию, получившуюся за счет глубоких арочных ниш по сторонам внутренних стен подкупольного квадрата.
Здание в отличие от портально-купольных мавзолеев имеет два портала главный, фланкированный по углам трех четвертными башенками-гульдаста, и боковой, менее монументальной по облику и меньший по размерам портальной стенки.
Последний не выступает за верхнюю линию стен.
Свод стрельчатого очертания опирается на два прямоугольных пилона.
Два других глухих фасада оформлены одинаково традиционными архитектурными членениями в виде неглубоких декоративных ниш, по две на каждый фасад, разделенные широкими выступами.
Тщательно выполненная наружная кирпичная кладка служит источником художественного эффекта.
Своеобразие памятнику придаёт и характер кладки: широкие или обычно глубокие швы между рядами способствуют созданию богатой игры света и тени на его фасадах.
Обращает на себя внимание сходство декоративного убранства Холбойкаро с классическим зодчеством XI-XII вв.
Это отчетливо видно по кладке башен главного портала, декорированных в виде поясов горизонтальной «парной» кладки с «парными» вертикальными вставками, окаймленных бордюрами из коротких вертикальных кирпичей.
Вертикальные вставки из коротких резных кирпичиков в виде бантиков между спаренными кирпичами древний декоративный приём, также встречающийся в классических таджикских памятниках IX-XII вв.: мавзолеях Ходжа Нахшрон близ Турсун-Заде и Ходжа Машад в Шахритусском районе.
Но при детальном изучении памятника, в особенности его интерьера, становится ясным, что эта стилизация «под старину».
В частности, купол опирается на щитовидных парусах, кирпичная кладка стен в интерьере скрыта штукатуркой (в памятниках раннеисламского периода кладка открыта взору).
В основании стен интерьера проложены толстые брусья, скрепленные между собой кованными железными скобами прием, появившийся лишь в XVI веке и ещё чаще в XVIII-XIX вв.
Как считают
Т.М.Атаханов и М.Х.Мамадназаров, величественный портал мавзолея и его высокие башни, по всей вероятности, навеяны духом тимуридского стиля.
По мнению С.Г.Хмельницкого, план мавзолея вписывается в
масштабную метрическую сетку, где модуль (гяз) равен 63 см.
Это создаёт
гармоничное неразрывное единство плановой композиции и внешнего облика* 1.
памятников архитектуры Гиссарской долины в 1984-1985 гг.
// APT.
Вып.
XXV (1985 год).
Душанбе; Дониш, 1994.
С.266-271, рис.
3,4,5, и др.
1 С.Г.Хмельницкий.
Метрическая сетка в памятниках архитектуры Таджикистана // Строительство и архитектура.
Душанбе:
Дониш, 1977, с.
107-108, рис.


[стр.,33]

Вокруг купола мавзолея был устроен сводчатый коридор обход, что также является чрезвычайно древним и, казалось бы, забытым к этому времени, приемом, впервые примененном в мавзолее Саманидов в Бухаре (IX век).
Т.М.Атаханов и М.Х.Мамадназаров называют одним из функциональных назначений этого коридора это дополнительная вентиляция помещения гурхона.

В целом, анализ планировочных, конструктивных и декоративнохудожественных приемов мавзолея Холбойкаро позволяет датировать время его строительства XVIII-нач.
XIX в.
Как было выяснено Ю.Якубовым и М.Х.Мамадназаровым по опросным данным, здание было возведено в 18401860-х-годах над погребением некоего Халифы Нурмахмада, жившего во времена правления в Бухаре эмира Насрулло, а в Хисоре Абулькаримбека.
Говоря о мемориальных сооружениях в окрестностях Душанбе, нельзя обойти вниманием три подземных склепа с захоронениями Х-ХП вв.
в Вахдатском районе, обнаруженные и описанные археологом Ю.Якубовым и архитектором С.Хмельницким в местности Сари-Тал (склепы 1 и 2) и на кладбище селения Чуртак (склеп 3) в 1972 году1.
Первый склеп представляет собой подземное сооружение, выстроенное из жженого кирпича и ориентированное по оси «север-юг».
Его центральное помещение в плане представляет собой правильный квадрат (2,1x2,2 м) с четырьмя нишами, создающими крестообразный абрис всего помещения.
Формат кирпича 25x25x4-5 см.
Южная ниша раскрывается в коридор длиной 3,5 м, заметно сужающийся наружу: у входа его ширина составляет 84 см, а внутри, у ниши 96 см.
Перед входом в коридор расположено небольшое прямоугольное помещение-тамбур размером 125x120 см без следов, ведущей к нему лестницы.
Вся постройка заглублена в землю на 130 см.
Толщина стены равна одному кирпичу, кладка кирпича осуществлялась на глиняном растворе.
Ниши перекрыты стрельчатыми арками глубиной 51-52 см.
Четыре клинчатые фасадные арки ниш образуют в совокупности пространственный каркас, на который опирается перекрытие центрального квадрата.
Перекрытие представляет собой свод «балхи», опирающийся на клинчатые перемычки стрельчатых арок и заполняет до самого основания промежутки между ними.
Входной коридор перекрыт сводом, сложенным техникой поперечных отрезков, который опирается на стены высотой около 1 метра.
Наземная часть склепа, по предположению исследователей, была взята в кирпичный прямоугольный футляр для предохранения подземного помещения.
В центре склепа, под сводом находится групповое захоронение.
Склеп 2 находится на оси склепа 1 в непосредственной близости.
Планировка этой постройки напоминает склеп 1: подкупольный квадрат с четырьмя прямоугольными нишами по сторонам с входным коридором с 5 5 Ю.Якубов, С.Хмельницкий.
Археологические исследования в Орджоникидзеабадском районе в 1972 году// APT.
Выл.
XII (1972 год).
Душанбе: Дониш, 1976.
С.
183-198, рис.

[Back]