Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе (Диссертация 2007)
[стр. 143]

143 3.3.
Мечети Гиссарской долины Рассмотренная выше в конструктивно-тектоническом плане, мечеть Мавлоно Якуби Чархи также достаточно подробно изучена и её материалы опубликованы в ряде изданий1.
Кратко отметим, что памятник сформировался в течение XV-XVI и XIX-XX вв.
в виде целого ансамбля разновременных сооружений, объединенных крупным двором с древним бассейном посередине
(Табл.
29, рис.
7).
Сооружение основано вокруг усыпальницы Мавлоно Якуби Чархи, известного просветителя, знатока богословия и этико-правовых норм Ислама.
За всё время существования мечеть оброс множеством поздних пристроек, часто подвергался ремонтам и перестройкам (особенно в XX веке: 1941, 1956, 1960, 1972 и 1990-х годах).
Мечеть в плане состоит из прямоугольника стен размером 20x8 м, вытянутый по направлению север-юг.
Внутри мечеть разделена арочными проходами на три перекрытые куполами части.
Центральное купольное помещение в западной стене имеет михраб, который снаружи здания выделяется в виде пятигранного выступа.
Декор в
интерьере мечети не сохранился.
С восточной стороны здания устроен
миногоколонный айван, обращенный во двор.
Мечеть выстроена из жженого кирпича на высоком кирпичном цоколе.
В конце XX века мечеть и окружающий ансамбль построек подвергается перестройке, когда появляются монументальные входные ворота, перекрытые куполом, кирпичный минарет, орнаментированный кашинной мозаикой, айваны, тахоратхона, туалеты, кухни и др.
Древнее захоронение Мавлоно Якуби Чархи отделено в самостоя тельный двор.
По единодушному мнению ученых, мечеть Мавлоно Якуби Чархи относится к широко распространенным в зодчестве Средней Азии мечетям трехчастного
тина, из которых в Таджикистане можно упомянуть мечети в комплексе мавзолеев Мухаммада Бошаро в Пенджикенгском районе 1 Мамадназаров M.X..
Масчнди Мавлоно Яъкуби Чархи // Адабиет ва санъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3-х томах.

T.
2.-Душанбе: Глав.
науч.
ред.
ТСЭ, 1989.
С.
176;
Мамаджанова С., Мукнмов Р.
Энциклопедия памятников..., указ, соч., с.

111; Они же.
Мечети Таджикистана.
Душанбе:
Изд.
«Мсрос», 1994, с.
37-38, рис.
20; Атаханов T.M., Мамадназаров М.Х.
Обследование памятников архитектуры Гиссарской долины..., указ, соч., с.262-266, рис.
1,2, и др.
[стр. 35]

Склеп имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 4,2x3,0 м, его продольная ось направлена на запад-восток.
Наклонный сводчатый коридор лестницы прорезает южную стену помещения в ее восточной части на расстоянии 40,5 см от угла.
Нижние части продольных стен помещения на высоту 35 см сложены обычными горизонтальными рядами с перевязкой.
Выше над слоем серой ганчевой штукатурки проступают наклонные в сторону западной торцевой стены ряды отрезков, из которых сложен свод.
Пол помещения земляной.
Его северо-западная сторона на площади 2,5x2,1 м покрыта толстым слоем ганча.
Над этим не совсем правильным прямоугольником возвышаются три надгробия: две маленьких, обмазанных ганчем, и одно большое, прямоугольное.
Высота помещения 2,55 м.
Непосредственно над ним, на поверхности земли, воздвигнуто сильно разрушенное кирпичное возвышение дахма, размеры которой 3,52x3,32 м.
Дахма сложена из кирпича размером 25x25x4-5 см.
Типологически, как отмечают исследователи, мазар Хазрати Мавлоно Юсуф не находит себе параллелей среди известных памятников мемориального зодчества Средней Азии.
Его прямоугольный план и сводчатое перекрытие ближе всего к ранним склепам «самаркандского» типа, которые в своём устройстве сохранили генетическую связь с могильными камерами (склепы Туглу-Текин, мавзолеи 1360-1361 гг., 80-годов XIV века в Шахи Зинде, Мухаммада Бошаро в Пенджикентском районе Таджикистана и др.)1 2.
Мечеть Мавлоно Якуб и Чархи достаточно подробно изучена и её материалы опубликованы в ряде изданий3.
Кратко отметим, что памятник сформировался в течение XV-XVI и XIX-XX вв.
в виде целого ансамбля разновременных сооружений, объединенных крупным двором с древним бассейном посередине.

Сооружение основано вокруг усыпальницы Мавлоно Якуби Чархи, известного просветителя, знатока богословия и этико-правовых норм Ислама.
За всё время существования мечеть оброс множеством поздних пристроек, часто подвергался ремонтам и перестройкам (особенно в XX веке: 1941, 1956, 1960, 1972 и 1990-х годах).
Мечеть в плане состоит из прямоугольника стен размером 20x8 м, вытянутый по направлению север-юг.
Внутри мечеть разделена арочными проходами на три перекрытые куполами части.
Центральное купольное помещение в западной стене имеет михраб, который снаружи здания выделяется в виде пятигранного выступа.
Декор в
1 Ю.Якубов, С.Хмельницкий.
Археологические исследования..., указ, соч., с.
190-191.
' ВЛ.Воронина, К.С.Крюков.
Новое об одном из ранних памятников Средней Азии // САУ.
-1965.-Ташкент, №9.
3 М.Х.Мамадназаров.
Масчиди Мавлоно Яъкуби Чархй // Адабиет ва санъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3-х томах.

Т.
2.-Душанбе: Глав.
Науч.
Ред.
ТСЭ, 1989.
С.
176;
С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Энциклопедия памятников..., указ, соч., с.
111; Они же.
Мечети Таджикистана.
Душанбе:
Мерос, 1994, с.
37-38, рис.
20; Т.М.Атаханов, М.Х.Мамадназаров.
Обследование памятников архитектуры Гиссарской долины..., указ, соч., с.262-266, рис.
1,2, и др.


[стр.,36]

интерьере мечети не сохранился.
С восточной стороны здания устроен
многоколонный айван, обращенный во двор.
Мечеть выстроена из жженого кирпича на высоком кирпичном цоколе.
В конце XX века мечеть и окружающий ансамбль построек подвергается перестройке, когда появляются монументальные входные ворота, перекрытые куполом, кирпичный минарет, орнаментированный кашинной мозаикой, айваны, тахоратхона, туалеты, кухни и др.
Древнее захоронение Мавлоно Якуби Чархи отделено в самостоятельный двор.
По единодушному мнению ученых, мечеть Мавлоно Якуби Чархи относится к широко распространенным в зодчестве Средней Азии мечетям трехчастного
типа, из которых в Таджикистане можно упомянуть мечети в комплексе мавзолеев Мухаммада Бошаро в Пенджикентском районе Согдийской области, Мир Саида Хамадони в Кулябе Хатлонской области, в кишлаке Лайлак-Уя в Кобадианском районе той же области, отдельную мечеть в Худжанде1.
Подобные мечети имели либо одинакового покрытия из куполов и сводов или представляли собой более развитую структуру с выделением центральной части с куполом на барабане и боковых отсеков, перекрываемых сводом или меньшими куполами.
Исторические истоки трехчастных мечетей в Средней Азии идут к мечети Талхатан-баба и мечети каравансарая Дая Хатын (оба туркменистанские мечети датируются XI-XII вв.).
Наибольшего распространения трехчастные мечети, как пишет С.Г.Хмельницкий, достигают в XIV-XV вв.: в ансамбле Шахи Зинда, в мавзолее Ишрат-хона в Самарканде, в Мадраса Улугбека в Гиждуване, мавзолее Мухаммада Бошаро в селении Мазори Шариф1 2.
Как пишут Т.М.Атаханов и М.Х.Мамадназаров в своей вышеупомянутой статье, широкое распространение подобных типов мечетей связано, в первую очередь, с удобством включения их в различных комбинационных сочетаниях, как в конгломерат построек, так и возможность вписать в замкнутую дворовую и линейную композиции, ориентируя входом в сторону двора, а глухой стеной наружу.
Возникновение трехчастных мечетей, во-первых, можно связать с универсальной структурой купольной ячейки и многокупольных мечетей с дворовой композицией, из которых она выделилась и получила самостоятельное развитие первоначально как трех частная постройка с одинаковыми куполами или сводами, а затем с выделением центральной доминирующей и боковых второстепенных камер.
1 С.Г.Хмельницкий.
Мавзолей Мухаммада Бошаро // Изв.
АН РТ.
Серия: ВИФ.
1990.
№ 2(18); С.Г.Хмельницкий, Л.М.Мухтаров.
Средневековое зодчество Кабадиана // По следам древних культур Таджикистана.
Душанбе: Ирфон, 1978.
С.
55-87, рис.; С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Энциклопедия памятников..., указ, соч., с.

91-92, рис.
127; Н.И.Иегматов, С.М.Мамаджанова.
Мавзолей Мир Саида Хамадони в Кулябе // Мероси нибгон.
1995.
-Душанбе.
Вып.
2.
С.3-5, и др.
2 С.Г.Хмельницкий.
Роль народной жилой архитектуры в развитии монументального зодчества Средней Азии эпохи феодализма.
Дисс...канд.
искусств., 1963.

[Back]