144 Согдийской области. Мир Саид Хамадони в Кулябе Хатлонской области, в кишлаке Лайлак-Уя в Кобадианском районе той же области, отдельную мечеть в Худжанде1. Подобные мечети имели либо одинаковою покрытия из куполов и сводов или представляли собой более развитую структуру с выделением центральной части с куполом на барабане и боковых отсеков, перекрываемых сводом или меньшими куполами. Исторические истоки трехчастных мечетей в Средней Азии идут к мечети Талхатан-баба и мечети каравансарая Дая Хатын (обе туркмен истанские мечети датируются XI-XII вв.). Наибольшего распространения трехчастные мечети, как пишет С.Г.Хмельницкий, достигают в XIV-XV вв.: в ансамбле Шахи Зинда, в мавзолее Ишрат-хона в Самарканде, в медресе Улугбека в Гиждуване, мавзолее Мухаммада Бошаро в селении Мазори Шариф2. Как пишут Т.М. Агаханов и М.Х.Мамадназаров в своей вышеупомянутой статье, широкое распространение подобных типов мечетей связано в первую очередь с удобством включения их в различных комбинационных сочетаниях, как в конгломерат пос троек, так и возможность вписать в замкнутую дворовую и линейную композиции, ориентируя входом в сторону двора, а глухой стеной наружу. Возникновение трехчастных мечетей, во-первых, можно связать с универсальной структурой купольной ячейки и многокупольных мечетей с дворовой композицией, из которых она выделилась и получила самостоятельное развитие первоначально как трехчастная постройка с одинаковыми куполами или сводами, а затем с выделением центральной доминирующей и боковых второстепенных камер. Трехчастные композиции можно обнаружить и в архитектуре народного жилища таджиков долинных и горных поселений Северного 1 Хмельницкий С.Г. Мавзолей Мухаммада Бошаро // Изв. АН РТ. Серия: ВМФ. 1990. № 2(18); Хмельницкий С.Г., Мухтаров А.М.. Средневековое зодчество Кабадиана // По следам древних культур Таджикистана. Душанбе: Изд. «Ирфон», 1978. С. 55-87, рис.; Мамаджанова С., Мукимов Р. Энциклопедия памятников..., указ, соч., с. 91-92, рис. 127; Негматов Н.Н., Мамаджанова С.М. Мавзолей Мир Саида Хамадони в Кулябе // Меросн ниёгои. 1995. Душанбе, вып. 2. С. 3-5, и др. ; Хмельницкий С.Г. Роль народной жилой архитектуры в развитии монументального зодчества Средней Азин зпохи феодализма. Дисс...канд. искусств., 1963. |
интерьере мечети не сохранился. С восточной стороны здания устроен многоколонный айван, обращенный во двор. Мечеть выстроена из жженого кирпича на высоком кирпичном цоколе. В конце XX века мечеть и окружающий ансамбль построек подвергается перестройке, когда появляются монументальные входные ворота, перекрытые куполом, кирпичный минарет, орнаментированный кашинной мозаикой, айваны, тахоратхона, туалеты, кухни и др. Древнее захоронение Мавлоно Якуби Чархи отделено в самостоятельный двор. По единодушному мнению ученых, мечеть Мавлоно Якуби Чархи относится к широко распространенным в зодчестве Средней Азии мечетям трехчастного типа, из которых в Таджикистане можно упомянуть мечети в комплексе мавзолеев Мухаммада Бошаро в Пенджикентском районе Согдийской области, Мир Саида Хамадони в Кулябе Хатлонской области, в кишлаке Лайлак-Уя в Кобадианском районе той же области, отдельную мечеть в Худжанде1. Подобные мечети имели либо одинакового покрытия из куполов и сводов или представляли собой более развитую структуру с выделением центральной части с куполом на барабане и боковых отсеков, перекрываемых сводом или меньшими куполами. Исторические истоки трехчастных мечетей в Средней Азии идут к мечети Талхатан-баба и мечети каравансарая Дая Хатын (оба туркменистанские мечети датируются XI-XII вв.). Наибольшего распространения трехчастные мечети, как пишет С.Г.Хмельницкий, достигают в XIV-XV вв.: в ансамбле Шахи Зинда, в мавзолее Ишрат-хона в Самарканде, в Мадраса Улугбека в Гиждуване, мавзолее Мухаммада Бошаро в селении Мазори Шариф1 2. Как пишут Т.М.Атаханов и М.Х.Мамадназаров в своей вышеупомянутой статье, широкое распространение подобных типов мечетей связано, в первую очередь, с удобством включения их в различных комбинационных сочетаниях, как в конгломерат построек, так и возможность вписать в замкнутую дворовую и линейную композиции, ориентируя входом в сторону двора, а глухой стеной наружу. Возникновение трехчастных мечетей, во-первых, можно связать с универсальной структурой купольной ячейки и многокупольных мечетей с дворовой композицией, из которых она выделилась и получила самостоятельное развитие первоначально как трех частная постройка с одинаковыми куполами или сводами, а затем с выделением центральной доминирующей и боковых второстепенных камер. 1 С.Г.Хмельницкий. Мавзолей Мухаммада Бошаро // Изв. АН РТ. Серия: ВИФ. 1990. № 2(18); С.Г.Хмельницкий, Л.М.Мухтаров. Средневековое зодчество Кабадиана // По следам древних культур Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1978. С. 55-87, рис.; С.Мамаджанова, Р.Мукимов. Энциклопедия памятников..., указ, соч., с. 91-92, рис. 127; Н.И.Иегматов, С.М.Мамаджанова. Мавзолей Мир Саида Хамадони в Кулябе // Мероси нибгон. 1995. -Душанбе. Вып. 2. С.3-5, и др. 2 С.Г.Хмельницкий. Роль народной жилой архитектуры в развитии монументального зодчества Средней Азии эпохи феодализма. Дисс...канд. искусств., 1963. |