Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе (Диссертация 2007)
[стр. 145]

145 Таджикистана: дом из центрального многофункционального помещения, отделенного от двух боковых комнат по сторонам от него1.
Да и сам принцип расчленения вытянутой в плане комнаты посредством многочисленных ниш, перегородок связан с народной архитектурой, в котором формировались архитектурно-конструктивные приёмы, закрепленные затем в монументальных образцах.
Географическое положение Гиссарской долины между югом и севером Таджикистана (в географическом плане долина входит в Центральный Таджикистан) сказалось здесь на формирование народной архитектуры, которая несет в себя черты влияний различных архитектурнохудожественных центров: Бухарской, Ферганской, а иногда и Ферганской школ зодчества.
Изученные
Т.М.Агахановым и 1М.Х.Мамадназаровым мечети, а также наши материалы по этому региону служат доказательством сказанному2.
Тем не менее, здесь имеется ряд памятников, который не укладывается в обычную схему и характеризует местное своеобразие народного зодчества.
К такому образцу следует отнести Тошмечеть (в переводе с узбекского Каменная мечеть), обмеренная
Т.М.Агахановым и М.Х.Мамадназаровым в 1985 году и дополнительно изученная нами в 2003 году.
Сооружение находится в горной местности на северных
oiporax хребта Рангон, в 5-6 км от районного центра Кокташ на террасе, с которой хорошо обозревается Гиссарская долина и город Душанбе (Табл.
28, рис.
1; Табл.
29, рис.
8).
Мечеть построена в 1906 году, причем она расположена на месте некогда существовавшей постройки, от которой остались следы обширного двора, обстроенного по периметру сырцовыми худжрами.
Сама мечеть была возведена из прямоугольных каменных блоков (26x12,5 см) из местного красно-розового камня.
Квадратная и одна круглая
колонна также 1 Мамаджанова С., Мукимов Р.
Энциклопедия памятников....
указ, соч., с.
141.
рис.
24; с.
142, рис.
29; с.
154,
рис.
62, и др.
2 Лтаханов Т.М., Мамадназаров М.Х.
Обследование памятников архитектуры Гиссарской долины..., указ, соч., с.
280-288;
Мамаджанова С., Мукимов Р.
Энциклопедия памятников..., указ, соч., с.72-107; Они же.
Зодчество
Кухнстана.
Душанбе: Изд.
«Мсрос», 1993; и др.
[стр. 37]

Трехчастные композиции можно обнаружить и в архитектуре народного жилища таджиков долинных и горных поселений Северного Таджикистана: дом из центрального многофункционального помещения, отделенного от двух боковых комнат по сторонам от него1.
Да и сам принцип расчленения вытянутой в плане комнаты посредством многочисленных ниш, перегородок связан с народной архитектурой, в котором формировались архитектурно-конструктивные приёмы, закрепленные затем в монументальных образцах.
Географическое положение Гиссарской долины между югом и севером Таджикистана (в географическом плане долина входит в Центральный Таджикистан) сказалось здесь на формирование народной архитектуры, которая несет в себя черты влияний различных архитектурнохудожественных центров: Бухарской, Ферганской, а иногда и Ферганской школ зодчества.
Изученные
Т.М.Атахановым и М.Х.Мамадназаровым мечети, а также наши материалы по этому региону служат доказательством сказанному2.
Тем не менее, здесь имеется ряд памятников, который не укладывается в обычную схему и характеризует местное своеобразие народного зодчества.
К такому образцу следует отнести Тошмечеть (в переводе с узбекского Каменная мечеть), обмеренная
Т.М.Атахановым и М.Х.Мамадназаровым в 1985 году и дополнительно изученная нами в 2003 году.
Сооружение находится в горной местности на северных
отрогах хребта Рангон, в 5-6 км от районного центра Кокташ на террасе, с которой хорошо обозревается Гиссарская долина и город Душанбе.
Мечеть построена в 1906 году, причем она расположена на месте некогда существовавшей постройки, от которой остались следы обширного двора, обстроенного по периметру сырцовыми худжрами.
Сама мечеть была возведена из прямоугольных каменных блоков (26x12,5 см) из местного красно-розового камня.
Квадратная и одна круглая
колонны также составлялись из каменных блоков.
Мечеть состоит из квадратного в плане одноколонного зала с «П» образным айваном, обращенным во двор.
Четыре входа, по одному на северном и южном и два на восточном фасадах, были перекрыты низкими арками, которые вели в зимний зал (размеры 7,3x6,05 м), в интерьере которого доминировали круглая колонна из камня (диаметр 1,45 м) и трехчастный михраб.
Кровля (она не сохранилась), судя по тектонике сооружения, была плоской, глиняной.
По всей видимости, ориентиром при формировании Тошмечети была мечеть Сангин в Хисоре, но возможности местных заказчиков (чаще всего, сельской общины) не позволили создать { С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Энциклопедия памятников..., указ, соч., с.
141, рис.
24; с.
142, рис.
29; с.154,
£ис.
62, и др.
Т.М.Лтаханов, М.Х.Мамадназаров.
Обследование памятников архитектуры Гиссарской долины..., указ, соч., с.
280-288;
С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Энциклопедия памятников..., указ, соч., с.72-107; Они же.
Зодчество
Кухистана.
Душанбе: Мерос, 1993; С.Мамаджанова, С.Тиллоев.
Архитектура общественных зданий Душанбе XX века, с.
36-59, и др

[Back]