Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе (Диссертация 2007)
[стр. 148]

148 светодымового отверстия.
Эта конструкция потолка и планировочная структура зимнего зала с двухсторонним айваном очень близка
уратюбинским мечетям, например, в пригородном селении Саврисгон или в селении Газантарак Гончинского района Согдийской области1.
Это сходство ещё более проявляется при рассмотрении расписного убранства потолка мечети в Рохати, что свидетельствует о влиянии
Ура-Тюбинской школы народного зодчества.
Это подтверждается тем, что мечеть в селении Рохати строили приглашенные мастера из Ура-Тюбе усто Дадабой, усто Усмон, усто Ахтам и усто Рахим в 1926 году.
Расписал мечеть наккош
Мирзоджон со своими учениками.
В конце XX века мечеть была расширена и дополнена новыми постройками: колонными айванами, ступенчатым деревянным резным минбаром, тахоратхона, кухней, хозяйственными помещениями.
Данная мечеть была изучена также Т.М.Атахановым и М.Х.Мамадназаровым в 1985 году и данные приведены в
часто упоминаемой нами статье.
В предгорном селении Ниликон в 10 км к востоку от Душанбе нам в 1991 году удалось обмерить сельскую мечеть начала XX века.
Она расположена в обширном дворе с вековыми чинарами и остатками погребального сооружения, сложенного из жженого кирпича, скорее всего, безымянного мазара
XVII-XV1II вв.
Двор находится на возвышенности над саем, который протекает с восточной стороны
(Табл.
28, рис.
4).
Сама мечеть представляет 4-х колонное зимнее помещение с двухсторонним айваном.
Восточный айван имеет один ряд резных
деревянных колонн, а северный двойной ряд.
Зал соединен с айванами тремя дверными проёмами.
Над дверьми устроены окна, закрытые ганчевыми решетками стрельчатого очертания.
В южном углу айвана
1 Мукимов Р., Мамаджанова С.
Кирополь-Истравшан-Ура-Тюбе, указ, соч., с.
114-117, рнс.68; Они же.
Энциклопедия памятников...,указ,
соч.; Хакимов Нурали.
Строительная культура Гиссарской долины Х-ХХ вв., указ, соч., с.
74-78; н др.
[стр. 38]

монументализированную архитектуру мечети, хотя в ее названии присутствует «Тошмечеть», т.е.
«мачити Сангин».
Мечеть в кишлаке Рохати построена была в конце XIX-начале XX вв.
и она находится в селении Рохати в 10 км к востоку от города Душанбе, в предгорьях Гиссарского хребта.
Мечеть состоит из обширного двора с вековыми чинарами и древним хаузом.
Она установлена на возвышенной части селения и от сельской улочки отделена невысоким забором с дарвозахона в восточной части двора.
Само здание представляет в плане прямоугольник размером 12,5x9,3 м с двухсторонним айваном, ориентированным на юг и восток.
Потолок зимнего помещения опирается на 5 резных колоннах.
Посередине западной стены устроена михрабная ниша.
Пять резных колонн с архитравными балками на потолке образуют 5 квадратных плафонов, причем центральный по площади соответствует четырем рядовым плафонам.
Большой квадрат центрального плафона содержит в себе балочную конструкцию типа «чорхона» традиционных памирских жилищ, но без центрального светодымового отверстия.
Эта конструкция потолка и планировочная структура зимнего зала с двухсторонним айваном очень близка
истравшанским мечетям, например, в пригородном селении Савристон или в селении Газантарак Гончинского района Согдийской области1.
Это сходство ещё более проявляется при рассмотрении расписного убранства потолка мечети в Рохати, что свидетельствует о влиянии
истравшанской школы народного зодчества.
Эго подтверждается тем, что мечеть в селении Рохати строили приглашенные мастера из Истравшана (Ура-Тюбе) усто Дадабой, усто Усмон, усто Ахтам и усто Рахим в 1926 году.
Расписал мечеть наккош
Мирзоджои со своими учениками.
В конце XX века мечеть была расширена и дополнена новыми постройками: колонными айванами, ступенчатым деревянным резным минбаром, тахоратхона, кухней, хозяйственными помещениями.
Данная мечеть была изучена также Т.М.Атахановым и М.Х.Мамадназаровым в 1985 году и данные приведены в
упоминаемой нами статье.
В предгорном селении Ниликон в 10 км к востоку от Душанбе нам в 1991 году удалось обмерить сельскую мечеть начала XX века.
Она расположена в обширном дворе с вековыми чинарами и остатками погребального сооружения, сложенного из жженого кирпича, скорее всего, безымянного мазара
XVII-XVIII вв.
Двор находится на возвышенности над саем, который протекает с восточной стороны.

Сама мечеть представляет 4-х колонное зимнее помещение с двухсторонним айваном.
Восточный айван имеет один ряд резных
1 Р.Мукимов, С.Мамаджанова.
Кирополь-Истравшан-Ура-Тюбе.
Душанбе: Мерос, 1993, с.
114-117, рис.68; Они же.
Энциклопедия памятников
средневекового зодчества Таджикистана.
Душанбе: Мерос, 1993, и др.


[стр.,39]

деревянных колонн, а северный двойной ряд.
Зал соединен с айванами тремя дверными проёмами.
Над дверьми устроены окна, закрытые ганчевыми решетками стрельчатого очертания.
В южном углу айвана
устроено подсобное двухэтажное помещение.
Западная стена зимнего помещения и айвана имеет михрабныс ниши стрельчатого очертания.
Балочный потолок без росписи молельного зала имеет пять углубленных плафона, образованных архитравными балками.
Также трактован балочный потолок айвана, поддерживаемый одиннадцатью колоннами.
Колонны имеют традиционные базы с квадратными основаниями.
Одна из баз колонн айвана вырезана из камня.
Во дворе устроен традиционный хауз с проточной водой, откуда жители селения берут и поныне воду для бытовых нужд.
Мечеть с двором силами сельчан заново благоустроена и используется как квартальная для ежедневных молитв мужской части населения1.
Недалеко от селения Ниликон расположено другое селение Тепай Самарканда где мечеть высится непосредственно у кромки межселенной дороги на вершине естественного холма.
Некогда это место было небольшим общественным узлом Тепай Самарканди, где и сейчас находятся магазин, парикмахерская, остановка общественного транспорта.
Здание мечети состоит из одноколонного зала с двухсторонним айваном, обращенным на север и восток.
На айван зимнее помещение выходит четырьмя дверьми по две на каждую сторону.
Двери устроены по типу «багдоди», т.е.
филенчатыми со скромной орнаментальной резьбой.
Наддверные проёмы забраны деревянными решетками-панджара.
Деревянный балочный потолок зала опирается на центральную деревянную колонну и стены, покрытые глиносаманной штукатуркой.
На южной стене зала устроена михрабная ниша.
Шесть резных колонн айвана поддерживают также балочный потолок из балок и васса.
Колонны являются единственным средством декоративного убранства мечети они резные с изящно профилированными подбалками-наълинами, скульптурно обработанными капителями и профилированными базами.
Особенно выделяется своим резным убранством угловая колонна айвана, более массивная по пропорциям, наличием резного бордюра на полочках капители и резных порезок у основания ствола колонны.
С западной стороны мечети устроен двор с хозяйственными постройками, обращенными глухими стенами на улицу.
Дворовой хауз, несохранившийся, был некогда осенен вековым чинаром.
Участок мечети это удачное единственное место в композиционном плане (он на 2,50 м выше уровня дороги), откуда открывается дальние горизонты предгорий Г иссарского хребта1 2.
1 С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.
98-99.
2 С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.
99.

[Back]