Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе (Диссертация 2007)
[стр. 151]

151 3.4.
Квартальные мечети и Мадраса Душанбе Позднесредневековый город Душанбе, как уже отмечалось в предыдущих главах, имел несколько (по сведениям Ш.Юсупова, 14) квартальных мечетей, из которых до настоящего времени сохранились четыре наиболее крупные, но подвергшиеся значительным перестройкам.
Рассмотрим кратко эти мечети.
Мечеть квартала Шохмансур построена в середине XX века, и она расположена в южной части Душанбе.
Была возведена в 1936 году недалеко от старой мечети, впоследствии разобранной из-за ветхости строения.
Под новую мечеть была использована территория старой школы.
В настоящее время
мечеть представляет собой обширный, прямоугольный в плане двор, обстроенный со всех сторон о дно-двухэтажными строениями (Табл.
29, рис.
1).
Первоначальное зимнее помещение мечети с высоким айваном (пост роено в 1936 году) принадлежит мастерст ву уст о Мухиддина из Намангана и оно располагается в западной стороне двора.
В 1982 году
иод руководством местного усто Мустафакула были сооружены двухэтажные айваны и служебные помещения с южной и северной сторон двора.
Входная дарвозахона с резными деревянными воротами устроена в середине северной стороны.
Слева от входа устроено приёмное помещение имамхатиба мечети, а справа находится айван, открытый в сторону двора.
Над воротами дарвозахона устроен проём, закрытый
деревянной ажурной решеткой, характерной и для других мечетей Душанбе Сари Осиё, Карамишкор и Ходжа Якуба.
Среди служебных помещений двора имеются кухня, тахоратхона, помещение для национального бракосочетания-никох и др.

Во дворе растут несколько чинаров, устроена нергола иод виноградником, небольшой хауз с водопроводом.
На втором уровне помещений устроены айваны, открытые в сторону двора.
[стр. 40]

До сих пор мы рассматривали памятники прошлого, находящиеся в окрестностях Душанбе.
Помимо них в городе сохранились несколько общественных сооружений недалекого прошлого, достойные быть объявленными памятниками архитектуры.
Их несколько и они все находятся внутри современных границ города в зонах пешеходной доступности.
Это мечети Душанбе.
Быстро растущий, урбанизирующийся город не смог «проглотить» столь хрупкие создания народного зодчества.
И здесь есть несколько причин.
Во-первых, и это самое главное, уважение к устоявшимся традициям наших дедов и отцов, их потребности (этого нельзя у них отнять) к взаимному общению.
Последнее с древних времен осуществлялось в мечетях, в своём роде мужских клубах1 (чайханы, как показывают исследования, появились лишь в конце XVIII-XIX вв.
в связи с распространением импорта чая в Средней Азии)1 2.
Во-вторых, все мечети сейчас действующие и здесь ежедневно наши старики проводят своё свободное время и молятся.
Рассмотрим хотя бы кратко сохранившиеся мечети Душанбе.
Позднесредневековый город Душанбе, как уже отмечалось в
предыдущем разделе, имел несколько (по сведениям Ш.Юсупова, 14) квартальных мечетей, из которых до настоящего времени сохранились четыре наиболее крупные, но подвергшиеся значительным перестройкам.
Рассмотрим кратко эти мечети.
Мечеть квартала Шохмансур построена в середине XX века, и она расположена в южной части Душанбе.
Была возведена в 1936 году недалеко от старой мечети, впоследствии разобранной из-за ветхости строения.
Под новую мечеть была использована территория старой школы.
В настоящее время
(2005-2006 гг.) мечеть вновь подверглась реконструкции и сейчас представляет собой обширный, прямоугольный в плане двор, обстроенный со всех сторон двухэтажными строениями с айванами.
Первоначальное зимнее помещение мечети с высоким айваном (построено в 1936 году) принадлежит мастерству усто Мухиддина из Намангана и оно располагается в западной стороне двора.
В 1982 году
под руководством местного усто Мустафакула были сооружены двухэтажные айваны и служебные помещения с южной и северной сторон двора.
Входная дарвозахона с резными деревянными воротами устроена в середине северной стороны.
Слева от входа устроено приёмное помещение имам-хатиба мечети, а справа находится айван, открытый в сторону двора.
Над воротами дарвозахона устроен проём, закрытый
ажурной деревянной решеткой, 1 С.Мамаджанова, Р.Мукимов, Мечети Таджикистана.
Душанбе: Мерос, 1994; С.Мукимова, С.Хаитова.
Архитектура мечетей Ближнего и Среднего Востока.
Душанбе: ТаджикНИИПАГ, 2003, и др.
2 С.М.Мамаджанова.
Чайхана как древнейший тип общественной постройки Средней Азии //Архитектура и градостроительство Таджикистана: традиции и современные проблемы.
/Сб.
науч.
трудов.Выл.
второй.
Душанбе: Мерос, 2001.
С.
5-9.


[стр.,41]

характерной и для других мечетей Душанбе Сари Осиё, Карамишкор и Ходжа Якуба.
Среди служебных помещений двора имеются кухня, тахоратхона, помещение для национального бракосочетания никох и др.

Раньше во дворе росли несколько чинаров и была устроена пергола под виноградником, небольшой хауз с водопроводом (сейчас всего этого нет).
На втором уровне помещений устроены айваны, открытые в сторону двора.

Безопорное зимнее помещение мечети с айваном имеет широкий михраб в середине западной стены.
Михраб устроен и в середине западной стены айвана, видимый со стороны двора, который во время крупных мусульманских праздников также используется как дополнительное место для молений.
Деревянный потолок айвана мечети держится на шести резных деревянных колоннах, устроенных в один ряд1.
В настоящее время главное зимнее помещение перестроено и перекрыто куполом, снаружи покрытый листами жести.
Мечеть Сари Осиё расположена в восточной части старогородского центра Душанбе, и она построена в конце XIX века.
Являлась квартальной мечетью одноименного селения.
От древней части мечети сохранился квадратный в плане зимний зал с двухсторонним айваном, обращенным на юг и восток.
Центральная резная деревянная колонна поддерживает балочный потолок.
В центре западной стены в толще двойного каркаса устроена михрабная ниша, имевшая рамное «П» образное обрамление из литого ганчевого бордюра.
Поверхности внутренних стенок михраба также были украшены резными орнаментальными ганчевыми панно.
В конце 1980-х годов была начата перестройка мечети с расширением двора и дополнительным строительством.
Старая мечеть была разобрана и заново восстановлена с кирпичными стенами и новой кровлей, но с использованием старых колонн и балок потолка.
Архитектурная декорация стен, оформление михраба ганчевой резьбой исчезли под поздней штукатуркой.
Был расширен и восточный айван, где колонны были заменены на более высокие и с иной резьбой.
Обширный двор с восточной стороны мечети застраивается одноэтажными служебными и хозяйственными помещениями.
Дарвозахона (открытый с северной стороны айван) закрывает двор с юга.
Здесь же, в восточной стороне, строится новое здание на высоком цоколе с приемными помещениями имам-хатиба мечети.
Интерьер приемной богато украшен резьбой по дереву, а стены обшиты современными отделочными материалами, в частности, шпоном из ценных пород дерева.
В 1989 году во дворе мечети появился минарет.
Его четкий силуэт теперь стал одним из заметных ориентиров восточной части левобережного 1 С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.99-101, рис.

[Back]