Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе (Диссертация 2007)
[стр. 154]

154 новая обширная 4-х колонная хонакох с балочным резным потолком, возведенным местным усто Давроном с сыновьями.
Двор со всех сторон окружен двухэтажными строениями, причем верхний уровень полностью занят айваном.
На нижнем уровне находятся служебные помещения с айванами, гостиной-мехмонхона для особо почетных гостей, комната для бракосочетания-никоххона, у входных
ворог устроены помещения тахоратхона и др.
Вход во двор организован с запада в виде купольного проходного помещения с двумя большими створками резных деревянных ворот, изготовленных в начале 1980-х годов.
Все айваны второго уровня балочные, с резными деревянными колоннами с деревянными
же ограждениями между ними баллюстрадой1.
Мечеть Хочи Ёкуб
располагался в центре старогородской части и была построена в начале XX века (1905-1910 гг.).
На месте небольшой квартальной мечети впоследствии образовалась пятничная (джума) мечеть, в последнем десятилетии XX века
круггная действующая соборная мечеть всег о г орода Душанбе (Табл.
29, рис.
5).
Первое переустройство мечети было произведено в 1956 году усто Саидом Икрамом из Канибадама.
В 1980-х годах мечеть была
дополнена новым зимним залом и айванами, выполнена усто Бой.мухаммадом из Канибадама и местными мастерами усто Олимом и усто Косим Махдум Камоловым.
Первоначально мечеть представляла собой небольшое квадратное в плане одноколонное зимнее
ггомещение с айванами с юга и востока.
Центральная колонна зала делила балочный потолок на четыре квадратных плафона, образованных архитравными балками, которые перекрещивались над колонной.

Колонна была массивной, резной с г рубоватыми очертаниями форм.
Капитель представляла в виде квадратного в плане призматического уширения со скосами в нижней грани.

1 Мамаджанова С.
Масчиди Карам и ш кор // Адабист ва санъати точнк.
Ч.
2.
/Энциклопедия.
Душанбе: Гл.
науч.

рсд.
ТСЭ, 1989.
С.

180; Мамаджанова С., Мукимов Р.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.

102-103.
[стр. 42]

Душанбе.
Как и знаменитые минареты Самарканда, Бухары и Хивы это круглобашенное сооружение имеет привычные атрибуты: внутреннюю лестницу, ведущую на верхнюю площадку-ротонду, декоративный изразцовый орнамент в сочетание с фигурной кладкой из жженого кирпича, сужающийся кверху ствол и др.
Высота минарета равна 22 м, диаметр нижнего основания 3,60 м.
Производителем работ по возведению башни был дипломированный инженер-строитель Тохир Тошболтаев, кирпичная орнаментированная кладка и декорирование кашинными плитками были выполнены известным самаркандским кошинкором усто Кули Тохировым с сыновьями и учениками из Душанбе1.
Мечеть Карамишкор расположена в южной части левобережья города, и она была построена в начале XX века.
Здесь, т.е.
в южной части Душанбе, до 1925 года находилось селение Карамишкор, слившееся впоследствии с расширяющимся городом.
В начале 1930-х годов на месте небольшой скромной мечети, расположенной на берегу небольшой многоводной речки с вековыми чинарами на берегу.
Сейчас речка перенесена под улицу, а от многочисленных чинаров остался лишь один.
В настоящее время мечеть представляет собой довольно сложную живописную плановую композицию, вызванную жилыми строениями квартала.
Само здание мечети находится в центре двора.
Оно представляет собой зимний зал с двухсторонним айваном, ориентированным на восток и юг.
В конце 1980-х годов мечеть подвергся перестройке.
Так, к западной наружной стене зимнего зала была пристроена новая обширная 4-х колонная хонакох с балочным резным потолком, возведенным местным усто Давроном с сыновьями.
Двор со всех сторон окружен двухэтажными строениями, причем верхний уровень полностью занят айваном.
На нижнем уровне находятся служебные помещения с айванами, гостиной-мехмонхона для особо почетных гостей, комната для бракосочетания-никоххона, у входных
ворот устроены помещения тахоратхона и др.
Вход во двор организован с запада в виде купольного проходного помещения с двумя большими створками резных деревянных ворот, изготовленных в начале 1980-х годов.
Все айваны второго уровня балочные, с резными деревянными колоннами с деревянными/
у же ограждениями между ними баллюстрадой .
Мечеть Хочи Ёкуб
располагалась в центре старогородской части, и была построена в начале XX века (1905-1910 гг.).
На месте небольшой квартальной мечети впоследствии образовалась пятничная (джума) мечеть, в последнем десятилетии XX века
крупная действующая соборная мечеть всего города Душанбе.
Первое переустройство мечети было произведено в 1956 году усто Саидом Икрамом из Канибадама.
В 1980-х годах мечеть была
1 2 1 С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.

101-102.
2 Масчиди Карамишкор.// Адабибт ва санъати точнк.
Ч.
2.
/Энциклопедия.
Душанбе: Гл.
науч.

ред.
ТСЭ, 1989, с.
180; С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.
102-103; С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.
102-103.


[стр.,43]

дополнена новым зимним залом и айванами, выполненными усто Боймухаммадом из Канибадама и местными мастерами усто Олимом и усто Косимом Махдумом Камоловым.
Первоначально мечеть представляла собой небольшое квадратное в плане одноколонное зимнее
помещение с айванами с юга и востока.
Центральная колонна зала делила балочный потолок на четыре квадратных плафона, образованных архитравными балками, которые перекрещивались над колонной.

Последняя была массивной, резной с грубоватыми очертаниями форм.
Капитель представляла в виде квадратного в плане призматического уширения со скосами в нижней грани.

Впоследствии для увеличения вместимости мечети ее двор был расширен и обстроен дополнительными айванами и хозяйственными помещениями.
С северной стороны старого зала протянулся «Г» образный в плане колонный айван.
За последним устроили удлиненное, тоже «Г» образное в плане зимнее помещение с балочным потолком, поддерживаемый в интерьере хонакох одним рядом колонн.
С восточной стороны двора построено двухэтажное здание с приемным залом имамхатиба мечети и мехмонхона.
Помимо этого, во дворе устроены санитарные узлы и помещения тахоратхона.
Двор выложен кирпичом в кладке «ёлка».
Здесь растут несколько чинаров, приносящие уют и прохладу.
Дарвозахоиа выделена полуциркульным проёмом над воротами, которые забраны ажурной деревянной решеткой.
Красочная роспись на потолке айванов и хонакох отсутствует1.
В конце 1980-х годов в городе Душанбе в его старогородском центре появилась Мадраса как высшая духовная школа исламского учения.
Мадраса была открыта торжественно весной 1990 года, и это время было приурочено к Международной конференции в городе Ташкенте, посвященной 1200летию Абу Исо Мухаммада ибн Исо Ат-Термези, выдающегося мыслителя и богослова-имама.
В связи с этим событием первому Исламскому институту (Мадраса) в Республике Таджикистан было присвоено имя Ат-Термези.
Мадраса начала сооружаться на основе старой городской соборной мечети Хочи Ёкуба, о которой речь шла выше.
В 1990 году здесь была снесена часть старых строений на восточной, северной и южной сторон двора и на их месте появился цельный ансамбль сооружений, охвативших «П» образно двор.
Учитывая особое значение Мадраса в духовной жизни Таджикистана, было решено привлечь для строительства лучших народных мастеров Республики Таджикистан и соседнего Узбекистана.
В результате было создано специальное управление капитального строительства со своим 1 С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.

103-104; С.Мамаджанова.
Масчиди Хоча Ёкуб// Адабиёт ва санъати тоник.
Ч.
2.
/Энциклопедия.
Душанбе: Глав.
науч.
рсд.
ТСЭ, 1989,с.

181.

[Back]