Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе (Диссертация 2007)
[стр. 155]

155 Впоследствии для увеличения вместимости мечети ее двор был расширен и обстроен дополнительными айванами и хозяйственными помещениями.
С северной стороны старого зала протянулся «Г» образный в плане колонный айван.
За последним устроили удлиненное, тоже «Г» образное в плане зимнее помещение с балочным потолком, поддерживаемый в интерьерехонакох одним рядом колонн.
С вос точной стороны двора построено двухэтажное здание с приемным залом имамхатиба мечети и мехмонхона.
Помимо этого, во дворе устроены санитарные узлы и помещения тахоратхона.
Двор выложен
кирпичем в кладке «ёлка».
Здесь растут несколько чинаров, приносящие уют и прохладу.

Дарвозахона выделена полуциркульным проёмом над воротами, которые забраны ажурной деревянной решеткой.
Красочная роспись на потолке айванов и хонакох отсутствует1.
В конце 1980-х годов в городе Душанбе в его старогородском центре появилась
медресе как высшая духовная школа исламского учения.
Мадраса была
торжественно открыта весной 1990 года и это время было приурочено к Международной конференции в городе Ташкенте, посвященной 1200-летию Абу Исо Мухаммада ибн Исо Ат-Термези, выдающегося мыслителя и богослова-имама.
В связи с этим событием первому Исламскому институту (Мадраса) в Республике Таджикистан было присвоено имя Ат-Термези.

Медресе начала сооружаться на основе старой городской соборной мечети Хочи Ёкуба, о которой речь шла выше.
В 1990 году здесь была снесена часть старых строений на восточной, северной и южной сторонах двора и на их месте появился цельный ансамбль сооружений,
охваативших 11-образно двор.
Учитывая особое значение Мадраса в духовной жизни Таджикистана, было решено привлечь для строительства лучших народных мастеров Республики Таджикистан и соседнего Узбекистана.
В результате было создано специальное управление капитального строительства со своим 1
Мамаджаиова С.
Масчиди Хоча Ёкуб Н Адабнст ва санъати точик.
Ч.
2.
/Энциклопедия.
Душанбе: Глав, науч.
рсд.
ТСЭ, 1989.
С.
181.
[стр. 43]

дополнена новым зимним залом и айванами, выполненными усто Боймухаммадом из Канибадама и местными мастерами усто Олимом и усто Косимом Махдумом Камоловым.
Первоначально мечеть представляла собой небольшое квадратное в плане одноколонное зимнее помещение с айванами с юга и востока.
Центральная колонна зала делила балочный потолок на четыре квадратных плафона, образованных архитравными балками, которые перекрещивались над колонной.
Последняя была массивной, резной с грубоватыми очертаниями форм.
Капитель представляла в виде квадратного в плане призматического уширения со скосами в нижней грани.
Впоследствии для увеличения вместимости мечети ее двор был расширен и обстроен дополнительными айванами и хозяйственными помещениями.
С северной стороны старого зала протянулся «Г» образный в плане колонный айван.
За последним устроили удлиненное, тоже «Г» образное в плане зимнее помещение с балочным потолком, поддерживаемый в интерьере хонакох одним рядом колонн.
С восточной стороны двора построено двухэтажное здание с приемным залом имамхатиба мечети и мехмонхона.
Помимо этого, во дворе устроены санитарные узлы и помещения тахоратхона.
Двор выложен
кирпичом в кладке «ёлка».
Здесь растут несколько чинаров, приносящие уют и прохладу.

Дарвозахоиа выделена полуциркульным проёмом над воротами, которые забраны ажурной деревянной решеткой.
Красочная роспись на потолке айванов и хонакох отсутствует1.
В конце 1980-х годов в городе Душанбе в его старогородском центре появилась
Мадраса как высшая духовная школа исламского учения.
Мадраса была
открыта торжественно весной 1990 года, и это время было приурочено к Международной конференции в городе Ташкенте, посвященной 1200летию Абу Исо Мухаммада ибн Исо Ат-Термези, выдающегося мыслителя и богослова-имама.
В связи с этим событием первому Исламскому институту (Мадраса) в Республике Таджикистан было присвоено имя Ат-Термези.

Мадраса начала сооружаться на основе старой городской соборной мечети Хочи Ёкуба, о которой речь шла выше.
В 1990 году здесь была снесена часть старых строений на восточной, северной и южной сторон двора и на их месте появился цельный ансамбль сооружений,
охвативших «П» образно двор.
Учитывая особое значение Мадраса в духовной жизни Таджикистана, было решено привлечь для строительства лучших народных мастеров Республики Таджикистан и соседнего Узбекистана.
В результате было создано специальное управление капитального строительства со своим 1
С.Мамаджанова, Р.Мукимов.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.
103-104; С.Мамаджанова.
Масчиди Хоча Ёкуб// Адабиёт ва санъати тоник.
Ч.
2.
/Энциклопедия.
Душанбе: Глав.
науч.
рсд.
ТСЭ, 1989,с.
181.

[Back]