157 составляет 12 м). После завершения строительства внешние размеры здания составляет 60x80 м, а двора 40x48 м с четырьмя входными айванамипорталами, обращенными внутрь. Три внешних угла всего сооружения фланкированы башенками-гульдаста с богатым декором. С северной части парадной части Мадраса за небольшим проходом устроена вытянутая в северном направлении одноэтажная тахорагхона с внутренним световым двориком, снабженная современным сантехническим оборудованием умывальниками, ножными ваннами, туалетами и др. (внешний габарит тахорагхона равен 15x50 м). С западной стороны тахорагхона расположен двухэтажный корпус общежитий в виде двора, окруженного с трех сторон жилыми худжрами для 100 студентов-толибонов, выходящими на открытую галерею-айван (внешние габариты общежития 24x34 м). С северной стороны корпуса находится входной портал с традиционной кашинной декорацией. Одна из особенностей общежития это усгройство на первом уровне нескольких гаражей-стоянок для индивидуальных автомашин. Здесь также находят применение стрельчатые арки, ниши, ганчевые решетки-нанджара, резные двери, колонны, уютный и обводненный внутренний дворик. С восточной стороны парадной части медресе усгроен длинный проход, отделяющий территорию Мадраса от городской гостиницы «Авесго» высокой оградой. Здесь же устроен вход в столовую Мадраса, располагающаяся напротив входного портала. Как и любое современное учебное заведение медресе снабжена современным оборудованием оргтехникой, персональными компьютерами, издательским центром, мебелью, светои звукотехникой и т.п. Медресе связана со многими подобными учебными заведениями зарубежного исламского мира, которые оказывают техническую и гуманитарную помощь первому таджикскому исламскому институту. Ежегодно при содействии |
хозрасчетным строительно-монтажным управлением при Казиате Таджикистана. К строительству Мадраса были привлечены около 60 строителей и народных мастеров резьбы по дереву, ганчу, орнаментальной росписи, изразцовому декору и др. Руководителем и непосредственным исполнителем наиболее ответственных архитектурно-художественных работ являлся известный самаркандский мастер усто Кули Тохиров с сыном Нуманджоном Тохировым, а также их многочисленные ученики и подручные из многих городов и селений республики, в том числе из Кофарнихона (сейчас Вахдат), Душанбе, Исфары, Канибадама и др. В 1991 году были построены основные сооружения Мадраса дарехона, мечеть, двухэтажный административно-управленческий блок. Архитектура дворовых фасадов выполнена в лучших традициях среднеазиатского зодчества со всеми его древними атрибутами: стрельчатыми окнами и нишами, парадным порталом входного айвана, украшенный гульдаста и кашинным мозаичным орнаментом. Одним из приметных силуэтов в прилегающей части центра Душанбе стал восьмигранный минарет на юго-восточном углу комплекса, впитавшего традиции граненых минаретов входного портала Мадраса Биби-Ханым в Самарканде. При его строительстве были учтены особые сейсмические условия республики. В частности, конструктивная основа минарета железобетон с последующей облицовкой наружной поверхности ствола изразцовым орнаментом. Внутри суживающегося кверху башни (высота минарета равна 35 метра) устроена металлическая лестница, ведущая на верхнюю крытую площадку-ротонду, откуда раздаётся голос муаззина, провозглашающего очередной азан. Мадраса Душанбе продолжает строиться. Согласно генерального плана комплекса завершено расширение парадной части Мадраса за счет сноса старой мечети Хочи Ёкуба с западной части двора и строительство крупного хонакох с купольным залом собраний мачлисгох (диаметр купола составляет 12 м). После завершения строительства внешние размеры здания составляет 60x80 м, а двора 40x48 м с четырьмя входными айванамипорталами, обращенными во внутрь. Три внешних угла всего сооружения фланкированы богато декорированными башенками-гульдаста. С северной части парадной части Мадраса за небольшим проходом устроена вытянутая в северном направлении одноэтажная тахоратхона с внутренним световым двориком, снабженная современным сантехническим оборудованием умывальниками, ножными ваннами, туалетами и др. (внешний габарит тахоратхона равен 15x50 м). С западной стороны тахоратхона расположен двухэтажный корпус общежитий в виде двора, окруженного с трех сторон жилыми худжрами для 100 студентов-толибонов, выходящими на открытую галерею-айван (внешние габариты общежития 24x34 м). С северной стороны корпуса находится входной портал с традиционной кашинной декорацией. Одна из особенностей общежития это устройство на первом уровне нескольких гаражей-стоянок для индивидуальных автомашин. Здесь также находят применение стрельчатые арки, ниши, ганчевые решетки-панджара, резные двери, колонны, уютный и обводненный внутренний дворик. С восточной стороны парадной части Мадраса устроен длинный проход, отделяющий территорию исламского института от городской гостиницы «Авесто» высокой оградой. Здесь же устроен вход в столовую Мадраса, располагающаяся напротив входного портала. Как и любое современное учебное заведение Мадраса снабжена современным оборудованием оргтехникой, персональными компьютерами, издательским центром, мебелью, светои звукотехникой и т.п. Мадраса связана со многими подобными учебными заведениями зарубежного исламского мира, которые оказывают техническую и гуманитарную помощь первому таджикскому исламскому институту. Ежегодно при содействии Казиата большая группа студентов и преподавателей направляется в хадж в Мекку, а также арабские страны для стажировки и прохождения практики1. Завершая наш очерк о новых мечетях и Мадраса Таджикистана, отметим, что сейчас почти в каждом городе и крупном селении республики силами народных мастеров стихийно возникают квартальные и соборные мечети, при которых организовывается система обучения начальной арабской и персидской грамоте. Архитектура этих сооружений в большинстве случаев повторяет традиционные образцы народных построек мечетей, но, к сожалению, в худшем архитектурно-художественном исполнении. На страницах средств массовой информации специалистами уже были подняты некоторые вопросы упорядочения строительства новых построек мечетей, которые были бы исполнены со всеми требованиями не только мусульманского права, но и градостроительных и строительных норм1 2. Мы за обновление архитектуры городов и сел нашей республики, но надо очень бережно относится к нашей исторически сложившейся городской застройке, которая достойна сохранения и деликатного вторжения в её структуру, иначе вскоре нам ничего не будет напоминать о творчестве наших предков, у которых даже при современном развитии строительной индустрии и развития производства новых материалов ещё многому надо учиться и многое осмыслить. Таким образом, мы рассмотрели и памятники прошлого, находящиеся в черте города. Казалось бы, на этом и можно завершить наш разговор о произведениях народных зодчих. Но только ли сооружения прошлого входят в понятие «памятники архитектуры»? Очевидно, нет. В это ёмкое понятие 1 С.Мамаджанова, Р.Мукимов. Новые силуэты Душанбе//Оинаи зиндаги, 1 августа 1991 г. 2 Р.Мукимов, С.Юсуфджанов. Облик мечетей создадут архитекторы // Народная газета, 16 февраля 2001 года; Р.Мукимов, С.Юсуфджанов, А.Хакимов. Древние и новые памятники Таджикистана //Архитектура, строительство, дизайн.2000. М., № 3. С. 31-32, и др. |