Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 29]

29 На полу, ближе к северной стене, расположено невысокое ступенчатое надгробие-сагона с ганчевой облицовкой.
Проём на западной стене усыпальницы ведет в
гретье помещение, близкое но плану зиёратхона: квадрат стен с четырьмя глубокими нишами по сторонам, перекрытый куполом на четырех пересекающихся арках, образованных ганчевыми отливками.
Восточная ниша, пятигранная в плане, в торце перекрыта сомкнутым сводом.
На полу помещения в юго-восточном углу расположено прямоугольное возвышение с тремя небольшими сагона.
Четвертая сагона находится к востоку от возвышения.
Также как и зиёратхона и гурхона, третье помещение имело четыре прохода с наддверными проёмами в середине ниш, впоследствии заложенные с северной и западной сторон.
Во время реставрации проемы были восстановлены.
Проём на западной стороне, заполненный резной деревянной дверью и ганчевой решеткой над нею, выходит на глубокую портальную нишу.
Весьма живописно выглядит мавзолей снаружи, где привлекательность объемной композиции создают не декоративные элементы (их здесь просто нет), но сами геометрически уравновешенные купольные объемы отдельных помещений, воедино связанных общим, эстетически осмысленным зодческим замыслом.
Своеобразие сооружения создано тем, что снаружи стены повторяют крестообразные линии плана, придавая многоплановость восприятия фасадов из всех без исключения сторон.
Именно соответствие объемно-пространственной композиции мавзолея плановой структуре и отличает его от большинства памятников Средней Азии, характеризуемые сложным сочетанием помещений различного назначения, но не отраженные во внешнем облике.

Интерьеры помещений мавзолея отличаются простотой и ясностью тектоники.
Например, в интерьере гурхона в основании парусного пояса выделяется консольная полка, которая между парусами превращается в обрамление плоских промежуточных ниш.
Незаложенные окна в своих
[стр. 196]

(поминальня) квадратного плана с четырьмя прямоугольными сводчатыми нишами в середине каждой стены, образующие упомянутую крестообразность.
Па северной арочной нише прорезан дверной проём в гурхона-усыпальницу.
Гурхона в плане образует квадрат, расположенный на оси главного входа зиёратхона и перекрытый куполом на арочных парусах.
На полу, ближе к северной стене, расположено невысокое ступенчатое
надфобие-сагона с ганчевой облицовкой.
Проём на западной стене усыпальницы ведет в
третье помещение, близкое по плану зиёратхона: квадрат стен с четырьмя глубокими нишами по сторонам, перекрытый куполом на четырех пересекающихся арках, образованных ганчевыми отливками.
Восточная ниша, пятигранная в плане, в торце перекрыта сомкнутым сводом.
На полу помещения в юго-восточном углу расположено прямоугольное возвышение с тремя небольшими сагона.
Четвертая сагона находится к востоку от возвышения.
Также как и зиёратхона и гурхона, третье помещение имело четыре прохода с наддверными проёмами в середине ниш, впоследствии заложенные с северной и западной сторон.
Во время реставрации проемы были восстановлены.
Проём на западной стороне, заполненный резной деревянной дверью и ганчевой решеткой над нею, выходит на глубокую портальную нишу.
Весьма живописно выглядит мавзолей снаружи, где привлекательность объемной композиции создают не декоративные элементы (их здесь просто нет), но сами геометрически уравновешенные купольные объемы отдельных помещений, воедино связанных общим, эстетически осмысленным зодческим замыслом.
Своеобразие сооружения создано тем, что снаружи стены повторяют крестообразные линии плана, придавая многоплановость восприятия фасадов из всех без исключения сторон.
Именно соответствие объемно-пространственной композиции мавзолея плановой структуре и отличает его от большинства памятников Средней Азии, характеризуемые сложным сочетанием помещений различного назначения, но не отраженные во внешнем облике.

Разве что более скромные и более поздние мавзолеи Худоёра Ваълами в Ура-Тюбе (сейчас Истаравшан) и Тубахан в Худжанде несколько напоминают своими многоплановыми фасадами, повторяемых в плане крестообразные помещения усыпальниц2^6.
196 236 Хисорский заповедник и его архитектурные памятники, указ.
соч...
с.
53-67.


[стр.,198]

Определенную нарядность придаёт дверной проём из зиёратхоны с двухстворчатой резной дверью и ганчевая решетка над ней.
Интерьеры помещений мавзолея отличаются простотой и ясностью тектоники.
Например, в интерьере гурхона в основании парусного пояса выделяется консольная полка, которая между парусами превращается в обрамление плоских промежуточных ниш.
Незаложенные окна в своих
верхних частях врезаются в ниши.
Между ними и арочными парусами промежуточные элементы отсутствуют, а купол начинается от пят парусов.
Стены здесь покрыты ганчевой штукатуркой.
Гурхона Махдуми Азам представляет купольный киоск с четырьмя входными проёмами со всех сторон, и он был построен намного раньше, чем зиёратхона, а именно в XI в., когда купольные сооружения типа «чортак» или «киоск» были наиболее ранними типами погребальных сооружений, традиция которых не была ограничена только Средним Востоком.
В Хисоре «чортак» представлен с более усовершенствованными подкупольными конструкциями, а именно, купол на арочных парусах, заполненные сомкнутыми сводами, что позволяет датировать возведение гурхоны в X-XI вв.
Этому же времени, в общем, не противоречит и разработка структуры купольных построек в виде четверика, несущего восьмерик, на котором покоится купол.
Мавзолей Махдуми Азам в завершенном виде предстаёт перед нами как разновременный многокамерный комплекс типа «конгломерат», имеющий, предположительно, три этапа формирования: однокупольный киоск с четырьмя проёмами по всем сторонам (X-XI вв.), затем двухкамерный мавзолей с поминальной мечстыо и гурхона на главной оси (XI-XII вв.) и, наконец, многокамерный мавзолей (XVI в.).
Сейчас здание является местом паломничества жителей республики, приходящих сюда помянуть шейха Ходжи Мухаммада Хейваки, умершего и погребенного здесь в 1546 году2'7.
В 25 км от Гиссара (административного центра одноименного района), на высокой левобережной террасе расположен древний Душанбе, столица и самый крупный город Республики Таджикистан (более 1 млн.
жителей).
О его древнем происхождении говорит большой археологический материал, полученный при раскопках древнего городища на северо-западной окраине современного города Душанбе, на высоком обрывистом левобережье реки 237 * 237 Семенов А.А.
Уникальный памятник этнографической средневековой литературы XVI в.
// Тр.
ФАН СССР.-Ташкент.
1940.Вып.
12.-С.
52-62.
198

[Back]