Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 30]

30 верхних частях врезаются в ниши.
Между ними и арочными парусами промежуточные элементы отсутствуют, а купол начинается от пят парусов.
Стены здесь покрыты ганчевой штукатуркой.
Гурхона Махдуми Азам представляет купольный киоск с четырьмя входными проёмами со всех сторон, и он был построен намного раньше, чем зиёратхона, а именно в XI в., когда купольные сооружения типа «чортак» или «киоск» были наиболее ранними типами
иофебальных сооружений, традиция которых не была офаничена только Средним Востоком.
В Гиссаре «чортак» представлен с более усовершенствованными нодкупольными конструкциями, а именно, купол на арочных парусах, заполненные сомкнутыми сводами, что позволяет датировать возведение гурхоны в X-XI вв.
Этому же времени, в общем, не противоречит и разработка структуры купольных
посгроек в виде четверика, несущего восьмерик, на котором покоится купол.
Сейчас здание является местом паломничества жителей республики, приходящих сюда помянуть шейха Ходжи Мухаммада Хейваки, умершего и погребенного здесь в 1546
году1.
На самом восточном окраине Гиссарской долины, в Файзабадском районе раскопано городище Вашгирд, датируемая исследователями второй половиной II тыс.
до н.э.-IX-X вв., XI-XI1I вв.
По материалам первоисточников Вашгирд являлся одним из древнейших городов Средней Азии.
В Авесте он упоминается как город Виса.
Он сформировался ориентировочно во второй половине II тыс.
до н.э.
Как пишет доктор исторических наук, таджикский нумизмат Давлатходжа Довуди, наименование города в виде Виса, Висагирд и Вашгирд упомянуто в бессмертной поэме Абулкасима
Фирдоуси «Шахнамэ» и арабо-персидских географических трудах IX-X вв.
Наивысшего развития город достиг в
1 Семенов А.А.
Уникальный памятник
ггнографической средневековой литературы XVI в.
// Тр.
ФАН СССР.
Ташкент.
1940.

• Вып.
12.
С.
52-62: Брстаницкнй Л.С.
Архитектурные памятники Гнссара // МИА С ССР.
№ 15 (Тр.
СТАЭ, т.
I).
М.-Л.: АН СССР.
1950; Давидович Е., Мухтаров М.
Страницы истории Гнссара.
Душанбе: Изд.
«Доннш», 1969; и др.
[стр. 198]

Определенную нарядность придаёт дверной проём из зиёратхоны с двухстворчатой резной дверью и ганчевая решетка над ней.
Интерьеры помещений мавзолея отличаются простотой и ясностью тектоники.
Например, в интерьере гурхона в основании парусного пояса выделяется консольная полка, которая между парусами превращается в обрамление плоских промежуточных ниш.
Незаложенные окна в своих верхних частях врезаются в ниши.
Между ними и арочными парусами промежуточные элементы отсутствуют, а купол начинается от пят парусов.
Стены здесь покрыты ганчевой штукатуркой.
Гурхона Махдуми Азам представляет купольный киоск с четырьмя входными проёмами со всех сторон, и он был построен намного раньше, чем зиёратхона, а именно в XI в., когда купольные сооружения типа «чортак» или «киоск» были наиболее ранними типами
погребальных сооружений, традиция которых не была ограничена только Средним Востоком.
В Хисоре «чортак» представлен с более усовершенствованными подкупольными конструкциями, а именно, купол на арочных парусах, заполненные сомкнутыми сводами, что позволяет датировать возведение гурхоны в X-XI вв.
Этому же времени, в общем, не противоречит и разработка структуры купольных
построек в виде четверика, несущего восьмерик, на котором покоится купол.
Мавзолей Махдуми Азам в завершенном виде предстаёт перед нами как разновременный многокамерный комплекс типа «конгломерат», имеющий, предположительно, три этапа формирования: однокупольный киоск с четырьмя проёмами по всем сторонам (X-XI вв.), затем двухкамерный мавзолей с поминальной мечстыо и гурхона на главной оси (XI-XII вв.) и, наконец, многокамерный мавзолей (XVI в.).
Сейчас здание является местом паломничества жителей республики, приходящих сюда помянуть шейха Ходжи Мухаммада Хейваки, умершего и погребенного здесь в 1546
году2'7.
В 25 км от Гиссара (административного центра одноименного района), на высокой левобережной террасе расположен древний Душанбе, столица и самый крупный город Республики Таджикистан (более 1 млн.
жителей).
О его древнем происхождении говорит большой археологический материал, полученный при раскопках древнего городища на северо-западной окраине современного города Душанбе, на высоком обрывистом левобережье реки 237 * 237 Семенов А.А.
Уникальный памятник
этнографической средневековой литературы XVI в.
// Тр.
ФАН СССР.-Ташкент.
1940.Вып.

12.-С.
52-62.
198

[стр.,212]

Скульптуры были вмонтированы в переднюю часть трона, как бы охраняя его.
Ислам боролся против изображения человека и живых существ.
Есть немало примеров полного уничтожения скульптур, сюжетных сцен и других произведений изобразительного искусства.
Поэтому, спасая фигуры от врагов, приближенные правителя и местное население как бы оберегали его престиж от чуждой ему религии и жестоких действий арабов.
Реалистичное изображение животных в их глазах было воплощением народной традиции, которая имеет древние корни в глубоких пластах культуры иранских народов.
Вспомним находки Амударьинского кладе V-IV вв.
до н.э., «звериный стиль» скифо-сакского искусства и богатую мифологию таджикского народа.
В этом отношении выше описанные находки по праву считаются важным вкладом в изучение еще не совсем ясных страниц раннесредневековой истории Среднего Востока.
От Вахдата дорога разветвляется: одна ведет на юг в город Куляб, в Хатлонскую область, другая — в восточном направлении по основному пути в Каратегин, в княжество Вашгирд, центр которого располагался близ современного поселка Файзабад и от которого сохранились холмы, скрывающие руины бывшего города.
По материалам первоисточников Вашгирд являлся одним из древнейших городов Средней Азии.
В Авесте он упоминается как город Виса.
Он сформировался ориентировочно во второй половине II тыс.
до н.э.
Как пишет доктор исторических наук, таджикский нумизмат Давлатходжа Довуди, наименование города в виде Виса, Висагирд и Вашгирд упомянуто в бессмертной поэме Абулкасима
Фирдавси и арабо-персидских лес геофафических трудах IX-X вв.
* Наивысшего развития город достиг в
средние века как политический, экономический и культурный центр Средней Азии.
Изучение Вашгирда началось в 2004 году, в результате чего были открыты страницы древнейшей истории города, относящиеся к эпохе Кушанского царства (т.е.
к I в.
н.э.).
К этому времени он был крупным городом, имеющий археологические слои более раннего периода, которые, были вскрыты последующими раскопками.
В частности, фуппой археологов Института истории, археологии и этнографии Академии наук Республики 253 Довуди Давлатходжа.
Вашгирд ёдгории таьрихист, он набояд махв гардад (Вашгирд исторический памятник и он нс должен быть забыт) // Чумхурият.
2008, 22 мая, на тадж.
яз.
212

[Back]