Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 32]

32 под одеялами обитателей дома.
Еду готовили в очагах с котлами.
Многокомнатные жилища имели небольшие внутренние дворики.
Стены жилищ были сложены из больших каменных блоков высотой от 30 см до одного метра.
Шахристан состоял из многокомнатных жилищ, которые располагались вдоль двух магистральных улиц, небольших улочек и переулков.
Из трех жилищ
Кальаи Сангин, выстроенных из каменных блоков одно помещение имело выложенное из каменных плит пол.
В этом
помещение были вскрыты шесть слоев обживания, датируемые XI-XV, IX-X и более ранними веками.
Раскопки крепости Фотимаи Зухро дали возможность открыть там культурные слои и датировать их IX-X вв.
Известно, что средневековые города Средней Азии имели одну крепость-цитадель, где обитали правители.
Однако Вашгирд имел две крепости.
Одна из них Калъаи Сангин в шахристане, вторая крепость Фотимаи Зухро поблизости.

Эго позволяет утверждать исследователям о том, что градостроительное искусство и материальная культура городов в горной местности достаточно не изучены, в том числе и Вашгирда.
Исследования 2008 года в Вашгирде принесли новые памятники материальной культуры.
В частности, в одном из частных жилищ шахристана был вскрыт полукруглый в плане глиняный очаг высотой 23-26 см.
На глиняной поверхности зафиксированы рисунки полуарок и четыре арийских символических изображений.
Внутри
очага-оташдона изображены туроподобные существа и змея, которые, видимо, являлись оберегами обитателей жилища.
Оташдон датируется XI-XIII вв.
и, видимо, он являлся реликтом древнейших религиозных воззрений Средней Азии, возможно, зороастризма.
При всем том, что ислам в рассматриваемом периоде укрепился здесь прочно, какие-то древние верования оставляли свои следы, не влияя на исламские духовно-культовые воззрения обитателей города.
Вашгирд располагался на одном из главных магистралей Великого Шелкового
пути.
Эта трасса начиналась в Балхе и через Термез, Чаганиян,
[стр. 213]

Таджикистан под руководством Д.Довуди в 2007 году раскопки были продолжены и получены новые свидетельства функционирования этого города в древнейшем периоде.
Так, древний Вашгирд состоял из двух крепостей, шахристана и рабата.
Площадь шахристана вместе с одной из крепостей (Калъаи Сангин) достигала 9,2 га.
Вторая крепость (Фотимаи Зухро) имела площадь 70x75 м.
Самой крупной частью городища был рабад он занимал территорию в 60 га.
Рабад в своём составе имел два поселения Сари Мазор и Чонварсуз.
Таким образом, была выявлена городская структура с развитой хозяйственной, ремесленной и торговой отраслью (свидетельством развитого ремесленного производства являются обнаруженные гончарные, ювелирные, кузнечные и другие мастерские).
В Калъаи Сангин и шахристане были раскопаны многокомнатные жилища с помещениями различного функционального назначения для сна, а также хозяйственных нужд, в частности, хранилища зерна, предметов утвари, быта, инструментов для сельскохозяйственных работ.
Жилые комнаты отапливались посредством сандали прямоугольные в плане столики, накрытые одеялом.
Под столиком в специальном углублении находились тлеющие угольки, которые грели ноги и тело сидящих под одеялами обитателей дома.
Еду готовили в очагах с котлами.
Многокомнатные жилища имели небольшие внутренние дворики.
Стены жилищ были сложены из больших каменных блоков высотой от 30 см до одного метра.
Шахристан состоял из многокомнатных жилищ, которые располагались вдоль двух магистральных улиц, небольших улочек и переулков.
Из трех жилищ
Калъаи Сангин, выстроенных из каменных блоков, одно помещение имело выложенное из каменных плит пол.
В этом
помещении были вскрыты шесть слоев обживания, датируемые XI-XV, IX-X и более ранними веками.
Раскопки крепости Фотимаи Зухро дали возможность открыть там культурные слои и датировать их IX-X вв.
Известно, что средневековые города Средней Азии имели одну крепость-цитадель, где обитали правители.
Однако Вашгирд имел две крепости.
Одна из них Калъаи Сангин в шахристане, вторая крепость Фотимаи Зухро поблизости.

Это позволяет утверждать исследователям о том, что градостроительное искусство и материальная культура городов в горной местности достаточно нс изучены, в том числе и Вашгирда.
213

[стр.,214]

Исследования 2008 года в Вашгирдс принесли новые памятники материальной культуры.
В частности, в одном из частных жилищ шахристана был вскрыт полукруглый в плане глиняный очаг высотой 23-26 см.
На глиняной поверхности зафиксированы рисунки полуарок и четыре арийских символических изображений.
Внутри
очага-огашдона изображены туроподобные существа и змея, которые, видимо, являлись оберегами обитателей жилища.
Оташдон датируется XI-XIII вв.
и, видимо, он являлся реликтом древнейших религиозных воззрений Средней Азии, возможно, зороастризма.
При всем том, что ислам в рассматриваемом периоде укрепился здесь прочно, какие-то древние верования оставляли свои следы, не влияя на исламские духовно-культовые воззрения обитателей города.
Вашгирд располагался на одном из главных магистралей Великого Шелкового
нуги.
Эта трасса начиналась в Балхе и через Термез, Чаганиян,
Вашгирд, Алайскую долину, Ош доходил до Кашгара и Китая.
Об этом свидетельствуют находки медных монет, датируемые Давлатходжа Довуди VIII-IX, XI, XII, XV вв.
и чеканенные в Бухаре'56.
К северу от современного Файзабада, на одном из холмов, сохранились остатки сооружения с каменным фундаментом и стенами из жженых кирпичей, принадлежащих, возможно, караульной башне, охранявшей подступы к Вашгирду.
На всем пути следования от Файзабада до Гарма (Гурканд), как описывает М.Мамадназаров в упоминаемом путеводителе, взору путешественников предстают искусственные холмы — остатки небольших городов.
Так, в Сариджаре, на развилке двух путей: одного, ведущего в Гарм, и другого — в Горный Бадахшан, видны следы городища, называемого Дарбанд и упоминаемого еще географами в Х-Х1вв.
Из сохранившихся архитектурных памятников высокогорных районов наибольшей популярностью пользуется круглый в плане купольный мавзолей с порталом Хазрати Бурх, построенный в XVIII В., возможно, как показали предварительные исследования, на фундаментах доисламского храма 1V-V ВВ.
Имя «Хазрати Бурх» упоминается в исмаилитских источниках в связи с именем одного из пиров, который пришел в горные районы Таджикистана с миссионерской деятельностью из Хорасанского города Сабзевар 12 поколений назад вместе с пирами Шо-Хомуш (похоронен в городе Кулябе), Шо-Маланг и Шо-Кошон, поселившихся в Шугнане256 257.
256 Довуди Давлатходжа.
Вашгирд ёдгории таърихист..., там же.
257 Таджикистан на Великом Шелковом пути, указ, соч., с.
23.
214

[Back]