33 Вашгирд, Алайскую долину, Ош доходил до Кашгара и Китая. Об этом свидетельствуют находки медных монет, датируемые Давлатходжа Довуди VIII-1X, XI, XII, XV вв. и чеканенные в Бухаре. К северу от современного Файзабада, на одном из холмов, сохранились остатки сооружения с каменным фундаментом и стенами из жженых кирпичей, принадлежащих, возможно, караульной башне, охранявшей подступы к Вашгирду. В XI -XII вв. в Таджикистане действовали рудники по добыче серебра, золота, железной руды и других полезных ископаемых1. Глубина рудников доходила до 200 м. Полезные ископаемые и изделия из них вывозились в различные страны Востока2. Развитие производительных сил вело к углублению противоречий феодального общества. Классовая борьба проявлялась в восстаниях и социальных движениях, часто принимавших религиозную окраску. Вторжение монголо-татарских войск Чингисхана (1219-21) натолкнулось на героическое сопротивление грудового населения. Мужественное сопротивление оказали жители Ходжента, которыми руководил Тимур-Малик3. Большую роль сыграло направленное против монгольского ига восстание в Бухаре в 1238 г.4. Монгольское завоевание привело к истреблению огромного количества населения, запустению городов и целых областей. Хозяйственное положение начало выправляться лишь во второй половине XIV в. В различных областях Средней Азии усилилась классовая борьба (например, народное движение Сарбадаров). Феодальная знать выдвигает «сильную личность» — Тимура (13701405), который, подавив движение сарбадаров, провел серию грабительских войн против соседних стран. За счет на1рабленных богатств, руками среднеазиатских пригнанных в плен ремесленников он осуществил большое 1 Бубнова М.А. Изучение памятников, связанных с горным промыслом, на территории Таджикистана в 1970 г. // APT. М., 1973. С. 206-207. : Ромодни В.А. Материалы по истории киргизов и Киргизии,Вып. 1-й. М.: Наука. 1973. С. 17. ' Атомалнк Джувейии. Таърихи Джахангуша. /Изд. Мухаммада Казвпни. -Том 1. Тегеран. 1382/2004. С. 204-207; Байматов Л.Д. Темурмалик. Душанбе, 1996; Турсунов H. Семь подвигов Тнмур-малика. Научное исследование. Худжанд, 2004; и др. 4 Бартольд В.В. Туркаестан в эпоху монгольского нашествия. Часть 1. Тексты. СПб, 1898. С. 128-152. |
Исследования 2008 года в Вашгирдс принесли новые памятники материальной культуры. В частности, в одном из частных жилищ шахристана был вскрыт полукруглый в плане глиняный очаг высотой 23-26 см. На глиняной поверхности зафиксированы рисунки полуарок и четыре арийских символических изображений. Внутри очага-огашдона изображены туроподобные существа и змея, которые, видимо, являлись оберегами обитателей жилища. Оташдон датируется XI-XIII вв. и, видимо, он являлся реликтом древнейших религиозных воззрений Средней Азии, возможно, зороастризма. При всем том, что ислам в рассматриваемом периоде укрепился здесь прочно, какие-то древние верования оставляли свои следы, не влияя на исламские духовно-культовые воззрения обитателей города. Вашгирд располагался на одном из главных магистралей Великого Шелкового нуги. Эта трасса начиналась в Балхе и через Термез, Чаганиян, Вашгирд, Алайскую долину, Ош доходил до Кашгара и Китая. Об этом свидетельствуют находки медных монет, датируемые Давлатходжа Довуди VIII-IX, XI, XII, XV вв. и чеканенные в Бухаре'56. К северу от современного Файзабада, на одном из холмов, сохранились остатки сооружения с каменным фундаментом и стенами из жженых кирпичей, принадлежащих, возможно, караульной башне, охранявшей подступы к Вашгирду. На всем пути следования от Файзабада до Гарма (Гурканд), как описывает М.Мамадназаров в упоминаемом путеводителе, взору путешественников предстают искусственные холмы — остатки небольших городов. Так, в Сариджаре, на развилке двух путей: одного, ведущего в Гарм, и другого — в Горный Бадахшан, видны следы городища, называемого Дарбанд и упоминаемого еще географами в Х-Х1вв. Из сохранившихся архитектурных памятников высокогорных районов наибольшей популярностью пользуется круглый в плане купольный мавзолей с порталом Хазрати Бурх, построенный в XVIII В., возможно, как показали предварительные исследования, на фундаментах доисламского храма 1V-V ВВ. Имя «Хазрати Бурх» упоминается в исмаилитских источниках в связи с именем одного из пиров, который пришел в горные районы Таджикистана с миссионерской деятельностью из Хорасанского города Сабзевар 12 поколений назад вместе с пирами Шо-Хомуш (похоронен в городе Кулябе), Шо-Маланг и Шо-Кошон, поселившихся в Шугнане256 257. 256 Довуди Давлатходжа. Вашгирд ёдгории таърихист..., там же. 257 Таджикистан на Великом Шелковом пути, указ, соч., с. 23. 214 |