Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 39]

39 декоративного искусства; высокого совершенства достигает искусство иллюстрирования рукописей миниатюрами1.
Из относительно крупных архитектурных памятников Гиссарской долины XVI-XVII вв.
известны медресе Кухна (XVI-XVII вв.), медресе Нав (XVII нач.
XVIII вв.), тахоратхона (XVI в.), все в составе Гиссарского историко-культурного заповедника, Кадамджой Ходжа Баховадцини Накшбанди (Бологардон) (основа XV-XV1 вв., постройка конца XX в.) в Турсунзадевском районе и др.
Медресе Кухна, «старое или древнее медресе»
Хисори Шодмон является одним из монументальных посгроек учебно-культового назначения на городской площади Регистан средневекового Гиссара.
Помимо медресе Кухна в Регистане находится ещё
одно медресе Нав, составляющие вместе парный своеобразный ансамбль «кош»2.
По плановой композиции медресе имеет внутренний двор, окруженный худжрами, мечетью и вспомогательными помещениями (внешние габариты здания 50x45 м).
Входная часть дарвозахона или миёнсарой представляет собой
монументальный портал, где справа от входа расположена купольная мечеть, а слева худжры.
Нарушение функциональной взаимосвязи медресе привело к асимметрии главного, северного фасада, где справа на уровне кровли выделяется четверик со ступенчатым куполом.
Невысокие угловые башни украшены рельефным кирпичным орнаментом каждая своим.

Одна из примечательных особенностей входной части медресе является наличие болохона, т.е.
верхнего этажа, закрытого с главного фасада 1 Мукимов Р.С.
История и теория таджикского зодчества.
Душанбе: ТТУ, 2002; Пугачснкова Г.А.
Восточная миниатюра как источник по истории архитектуры XV-XVI вв.
// АНУ.
1960.
Ташкент: АН Узб.ССР, с.
111-161; Она же.
Шедевры Средней Азии.
Ташкент.
Издат.
Литер.
И искусства, 1986.
С.
8788; Рах.матуллаева С.
Средневековое зодчество в миниатюрах Мавсраниахра XV-XVI1 вв.
Душанбе: Изд.
«Дониш», 1997.
165с.;идр.
2 Давидович Е., Мухторов А.
Страницы истории Гиссара.
Душанбе: Изд.
«Дониш», 1969; Хмельницкий С.Г.
Таджикская архитектура до революции // Таджикская ССР.
Энциклопедический справочник.
/Изд.
1-е.
Душанбе: Глав.
науч.
редак.
ТСЭ, 1974.
С.
340: Он же.
Между Саманидами и монголами.
Часть 1.
Берлнн-Рига: Изд.
«Гамаджум», 1996; Салтовская Е.Д.
О работах в Гиссарс в 1957 году // Труды АН Таджикской ССР.
Том 10; Атаханов Т.М.
О работах Гиссарского отряда в 1969-1970 п\ // APT.
Вып.
X (1970 год).
М.: Наука, 1973.
С.
228-238; Мухторов А.
Хнсор.
Исторический очерк.
Душанбе: Изд.
«Аднб», 1995; Мукимов Р.
История и теория таджикского зодчества.
Душанбе: ТаджикНИИПАГ, 2002; Бретаницкнй Л.С.
Архитектурные памятники Гиссара // МИЛ СССР.
№ 15 (Тр.
СТАЗ, т.
1).
М.-Л.: АН СССР.
1950; идр.
[стр. 186]

пристроена к центрально-купольному объему в XV-XVI вв.
Тогда же в середине внешней стороны восточной стены была устроена михрабная ниша для молящихся на айване.
Ещё одна ниша была устроена на восточной стене южной галереи.
Помимо этого, исследования позволили определить время постройки центрально-купольного хонакох в XI-XII вв., когда во всем средневековом Востоке было распространено строительство ранних мечетейкиосков.
Из-за высокой сейсмичности района в рапнесредневековый период купольная структура мечети, возможно, была разрушена, поэтому, здание неоднократно восстанавливалось с некоторым усовершенствованием конструкций (например, XVI-XVIII вв.
в подкупольных конструкциях появляются щитовидные паруса как наиболее приемлемые к сейсмическим условиям).
Мечеть Сангин почти не имеет декора, кроме как оформления внутренней михрабной ниши ганчевой декорацией и орнаментального фриза на уровне арочных тромпов.
Мечеть находится в глубине городского квартала Хисора, внутри двора, где ранее были дворовые постройки, отдельно стоящий кирпичный минарет (юго-восточный угол), хауз-бассейн, осененный вековыми чинарами.
В настоящее время сохранился лишь один из чинаров.
Медресе Кухна (старое или древнее медресе)
является одним из монументальных построек учебно-культового назначения на городской площади Регистан средневекового Хисора.
Помимо медресе Кухна в Регистане находится ещё
одна медресе Нав, составляющие вместе своеобразный ансамбль.
По плановой композиции медресе имеет внутренний двор, окруженный худжрами, мечетью и вспомогательными помещениями (внешние габариты здания 50x45 м).
Входная часть дарвозахона или миёнсарой представляет собой
монументатьный портал, где справа от входа расположена купольная мечеть, а слева худжры.
Нарушение функциональной взаимосвязи медресе привело к асимметрии главного, северного фасада, где справа на уровне кровли выделяется четверик со ступенчатым куполом.
Невысокие угловые башни украшены рельефным кирпичным орнаментом каждая своим.

Перекрытия интерьеров своды типа балхи и купола на арках и щитовидных парусах.
Медресе не имеет архитектурного декора ни внутри худжр и мечети, ни на главном фасаде.
Пластику фасадов создают качественная кладка кирпича и многочисленные арочные ниши.
Художественному восприятию сооружения способствует геометрически 186

[Back]