40 монументальным порталом. Отсюда открывается прекрасный вид на городскую площадь и монументальные ворога крепости. Болохона использовалась как китобхона, т.е. библиотека. Весьма пластично разработана фасадная плоскость медресе, обращенная на площадь. Здесь помимо монументального пештака с П-образным рамным обрамлением из глубоких арочных ниш глухие поверхности одноэтажного медресе оформлены арочными нишами, причем в левой половине ниши более глубокие, чем в правой части фасада. Памятник сильно пострадал от землетрясения и отсутствия надлежащего надзора, сейчас он отреставрирован и приспособлен под музей Хисорского историко-культурного заповедника. По мнению М.С. Андреева, медресе "Кухна" вместе со старым каравансараем построена в конце XVIII-начале XVII в. Саидбай Аталыком. В начале XX в. в медресе Кухна обучалось от 100 до 150 учащихся, мударрисами состояли Мулло Ходжи, Мулло Зиёиддин и Мулло Дона. Годовое жалованье мударриса составляло 300 иайкар. Занятие в медресе прекратились в 1921 г.1 В медресе Нав или «Новое медресе» Хисори Шодмон обучались от 80 до 90 учеников, которые кормились sa счет доходов вакфа. Последним ее мударрисом был Мулло Чакар. Мударрисов в двух медресе, видимо, было немало и обе медресе составляли крупный общественный и культурный центр Гиссара периода XVII-начала XX вв. Весьма одаренные учащиеся, профессиональные поэты, образованные люди окрестных сел и др. составляли ядро литературной жизни Гиссара, ценфом которого были описанные медресе2. Как пишет А.Мухтаров, литературная жизнь Гиссара особенно оживилась в период Абдулкаримбека. Поэты Мулло Мухаммад Рачаби, Пари, Мавзуни, Саиджон были самыми активными деятелями литературной жизни Гиссара3. 1 Андреев М.С. Сборник «По Таджикистану». Ташкент, 1925. : Мирбабасв А. История Мадраса Таджикистана. Часть 2. Душанбе: ТНИИПАГ, 1994, с. 22-23; Мукимов Р. Мадраса Нав // Хисорский заповедник и его архитектурные памятники. Душанбе: ГИКЗ, 1993. С. 81-95, ил.; и др. 3 Мухторов А. Хнсор. Исторический очерк. Душанбе: Изд. «Адиб», 1995. |
выверенный монументальный портал, поддержанный угловыми башнямигульдаста. Чрезвычайно эффектно выглядит медресе с высоты хисорской крепости, откуда наиболее четко предстаёт геометризированная структура дворового сооружения с многочисленными сводами над худжрами и высоким куполом мечети. Одна из примечательных особенностей входной части медресе является наличие болохона, т.е. верхнего этажа, закрытого с главного фасада монументальным порталом. Сюда можно подняться по узкой винтовой лестнице, устроенной в толще кирпичной кладки боковой стены миёнсароя, т.е. входного вестибюля. Лестница выходит на кровлю одноэтажных худжр и отсюда можно попасть в купольную болохона. Через прямоугольный проём в щипцовой стене портальной ниши можно выйти на айван, устроенный над входными воротами. Отсюда открывается прекрасный вид на городскую площадь и монументальные ворота крепости. Болохона использовалась как китобхона, т.е. библиотека. Другая особенность медресе заключена в наличие глубокого сводчатого айвана в северо-восточном углу двора, примыкающего к купольной мечети. Отсюда можно попасть в последнюю через небольшую двухстворчатую дверь. Необычайно устройство основного входа в мечеть. Так, с восточной стороны мечети устроен арочный айван, отделенный от входной части деревянной решеткой панджара. Весьма пластично разработана фасадная плоскость медресе, обращенная на площадь. Здесь помимо монументального пештака с П-образным рамным обрамлением из глубоких арочных ниш глухие поверхности одноэтажного медресе оформлены арочными нишами, причем в левой половине ниши более глубокие, чем в правой части фасада. Такая трактовка архитектурной пластики оправдывается стремлением создателя медресе как бы зрительно уравновесить асимметричную композицию фасада (правое крыло обогащено многоступенчатой купольной структурой мечети). Действительно, углубленные тени в глубоких нишах некоторым образом компенсируют зрительную «тяжесть» правого крыла, где ниши создают лишь рельефную разработку фасадной плоскости. Особую остроту восприятия главного фасада медресе придают двухстворчатые резные деревянные ворота в портальной нише здания. Скромная, но благородная резьба ворот дополняется металлическими атрибутами полусферическими шляпками креплений кубба, кольцами, 187 |