Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 46]

46 целом, Гиссарский Заповедник не только как центр туризма, но и торговли и народного ремесла всей Гиссарской долины.
Мавзолей Холбойкаро расположен в пригороде Душанбе, близ города Вахдат, административного центра одноименного района (бывший Янги Базар, Орджоникидзеобад, Кофарнихон).
Однокамерный купольный памятник изучен и освещен в специальной литературе1.
Он представляет собой кирпичный кубовидный объем с выразительным порталом.
Помещение усыпальницы-гурхона представляет в плане крестообразную композицию, получившуюся за счет глубоких арочных ниш
но сторонам внутренних стен подкупольного квадрата.
Здание в отличие от портально-купольных мавзолеев имеет два портала главный, фланкированный
но углам трехчетвертными башенками-гульдаста, и боковой, менее монументальной но облику и меньший по размерам портальной стенки.
Последний не выступает за верхнюю линию стен.
Свод стрельчатого очертания опирается на два прямоугольных пилона.
Два других глухих фасада оформлены одинаково традиционными архитектурными членениями в виде неглубоких декоративных ниш, по две на каждый фасад, разделенные широкими выступами.
Тщательно выполненная наружная кирпичная кладка служит источником художественного эффекта.

Обращает на себя внимание сходство декоративного убранства Холбойкаро с классическим зодчеством
XI-X11 вв.
Это отчетливо видно но кладке башен главного портала, декорированных в виде поясов горизонтальной «парной» кладки с «парными» вертикальными вставками, окаймленных бордюрами из коротких вертикальных кирпичей.
Вертикальные вставки из коротких резных кирпичиков в виде бантиков между спаренными кирпичами древний декоративный приём, также
1 Таджикская ССР.
Энциклопедический справочник.
Изд.
1.
Душанбе: Глав.
науч.
рсд.
ТСЭ, 1974, с.
339; Мамадназаров М.
Макбараи Холбойкаро //
Адабнет ва самъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3-х томах.
Том 2.
Душанбе: Гл.

иауч.
Рсд.
ТСЭ, 1989.
С.
207; Тоатов А.
Историческим памятникам долгая жизнь.
Душанбе: Изд.
«Ирфон», 1986, с.
17-18.ил.;
и др.
[стр. 208]

Базар, Орджоникидзеабад, Кофарнихон) высится купол однокамерного мавзолея Холбойкаро.
Памятник этот достаточно хорошо изучен и освещен в специальной литературе2^2, поэтому мы здесь дадим лишь краткое описание мавзолея, используя вышеприведенные источники.
Холбойкаро находится на небольшом возвышении, и поэтому хорошо обозрим издалека.
Он представляет собой кирпичный кубовидный объем с выразительным порталом.
Помещение усыпальницы-гурхона представляет в плане крестообразную композицию, получившуюся за счет глубоких арочных ниш
по сторонам внутренних стен подкунольного квадрата.
Здание в отличие от портально-купольных мавзолеев имеет два портала главный, фланкированный
по углам трехчетвертными башенками-гульдаста, и боковой, менее монументальной по облику и меньший по размерам портальной стенки.
Последний не выступает за верхнюю линию стен.
Свод стрельчатого очертания опирается на два прямоугольных пилона.
Два других глухих фасада оформлены одинаково традиционными архитектурными членениями в виде неглубоких декоративных ниш, по две на каждый фасад, разделенные широкими выступами.
Тщательно выполненная наружная кирпичная кладка служит источником художественного эффекта.

Своеобразие памятнику придаёт и характер кладки: широкие или обычно глубокие швы между рядами способствуют созданию богатой игры света и тени на его фасадах.
Обращает на себя внимание сходство декоративного убранства Холбойкаро с классическим зодчеством
XI-XII вв.
Это отчетливо видно по кладке башен главного портала, декорированных в виде поясов горизонтапьной «парной» кладки с «парными» вертикальными вставками, окаймленных бордюрами из коротких вертикальных кирпичей.
Вертикальные вставки из коротких резных кирпичиков в виде бантиков между спаренными кирпичами древний декоративный приём, также
встречающийся в классических таджикских памятниках IX-XII вв.: мавзолее Ходжа Нахшрон, рассмотренный выше в данной главе, и Ходжа Машад в Шахритусском районе.
Но при детальном изучении памятника, в особенности его интерьера, становится ясным, что эта стилизация «под 252 252 Таджикская ССР.
Энциклопедический справочник.
Изд.
1.
-Душанбе: Глав.
науч.
рсд.
ТСЭ, 1974, с.
339; Мамадназаров М.
Макбараи Холбойкаро//
Адабист ва санъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3-х томах.
Том 2.
Душанбе: Гл.

науч.
Ред.
ТСЭ, 1989.
С.
207; Тоатов Л.
Историческим памятникам долгая жизнь.
Душанбе: Изд.
«Ирфон», 1986, с.
17-18,ил.;
Мамаджанова С., Мукимов Р.
Архитектурное наследие Душанбе.
Душанбе: Изд.
«Мерос», 1993, с.94-95, рис.89-90; Они же.
Энциклопедия средневекового зодчества Таджикистана.
Душанбе: Изд.
«Мерос», 1993, с.
115; Атаханов Т.М., Мамадназаров М.Х.
Обследование памятников архитектуры Гнссарской долины..., указ, соч., с.266-271, рис.
3,4,5, и др.
208

[Back]