Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 47]

47 встречающийся в классических таджикских памятниках IX-XI1 вв.: мавзолее Ходжа Нахшрон близ Турсунзаде, и Ходжа Машад в Шахритузском районе.
Как считают Т.М.Атаханов и М.Х.Мамадназаров, величественный портал мавзолея и его высокие башни, но всей вероятности, навеяны духом тимуридского стиля1.
По мнению
С.Г.Хмельницкого, план мавзолея вписывается в метрическую масштабную сетку, где модуль (гяз) равен 63 см.
Это создаёт неразрывное гармоничное единство плановой композиции и внешнего облика2.
В
целом, анализ планировочно-консгруктивных и декоративнохудожественных приемов мавзолея Холбойкаро позволяет датировать время его строительства XVIII-нач.
XIX в.
Как было выяснено Ю.Якубовым и М.Х.Мамадназаровым по опросным данным, здание было возведено в 18401860-х годах над погребением некоего Халифы Нурмахмада, жившего во времена правления в Бухаре эмира Насрулло, а в Хисоре Абулькаримбека.

После отмены крепостного нрава в России (1861г.) и относительно быстрого развития капитализма русская буржуазия нуждалась в новых рынках сбыта для своих промышленных товаров и в источниках сырья для промышленности.
Возрастала потребность в хлопке.
Это активизировало действия царизма по завоеванию Средней Азии.
Военные наступление проходило по двум направлениям со стороны Оренбурга и Сибири.
В 1865 году был занят Ташкент, в 1866 Ходженг (совр.
Худжанд) и Ура-Тюбе (современный Истаравшан).
К осени 1866 г.
Кокандское и Бухарское ханства оказались отрезанными друг от друга.
Но договору 1868 г.
Кокандское ханство признало себя зависимым от царской России3.
Русские купцы получили там право свободы торговли.
1 Мамадназаров М.
Макбараи Холбойкаро// Адабист ва санъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3х томах.
Том 2.
Душанбе: Гл.
науч.

Рсд.
ТСЭ, 1989.
С.
207; Агаханов T.M., Мамадназаров М.Х.
Обследование памятников архитектуры
Гиссарской долины в 1984-1985 гг.
// APT.
Вып.
XXV (1985 год).
Душанбе: Изд.
«Дошли», 1994.
С.
266-271, рис.
3,4.5; н др.
2 Хмельницкий С.Г.
Метрическая сетка в памятниках архитектуры Таджикистана // Строительство и архитектура.
Душанбе: Изд.

«Дошли», 1977, с.
107-108, рис.
3 История таджикского народа, том IV, указ.
соч..
с.
504-517.
[стр. 208]

Базар, Орджоникидзеабад, Кофарнихон) высится купол однокамерного мавзолея Холбойкаро.
Памятник этот достаточно хорошо изучен и освещен в специальной литературе2^2, поэтому мы здесь дадим лишь краткое описание мавзолея, используя вышеприведенные источники.
Холбойкаро находится на небольшом возвышении, и поэтому хорошо обозрим издалека.
Он представляет собой кирпичный кубовидный объем с выразительным порталом.
Помещение усыпальницы-гурхона представляет в плане крестообразную композицию, получившуюся за счет глубоких арочных ниш по сторонам внутренних стен подкунольного квадрата.
Здание в отличие от портально-купольных мавзолеев имеет два портала главный, фланкированный по углам трехчетвертными башенками-гульдаста, и боковой, менее монументальной по облику и меньший по размерам портальной стенки.
Последний не выступает за верхнюю линию стен.
Свод стрельчатого очертания опирается на два прямоугольных пилона.
Два других глухих фасада оформлены одинаково традиционными архитектурными членениями в виде неглубоких декоративных ниш, по две на каждый фасад, разделенные широкими выступами.
Тщательно выполненная наружная кирпичная кладка служит источником художественного эффекта.
Своеобразие памятнику придаёт и характер кладки: широкие или обычно глубокие швы между рядами способствуют созданию богатой игры света и тени на его фасадах.
Обращает на себя внимание сходство декоративного убранства Холбойкаро с классическим зодчеством XI-XII вв.
Это отчетливо видно по кладке башен главного портала, декорированных в виде поясов горизонтапьной «парной» кладки с «парными» вертикальными вставками, окаймленных бордюрами из коротких вертикальных кирпичей.
Вертикальные вставки из коротких резных кирпичиков в виде бантиков между спаренными кирпичами древний декоративный приём, также встречающийся в классических таджикских памятниках IX-XII вв.: мавзолее Ходжа Нахшрон, рассмотренный выше в данной главе, и Ходжа Машад в Шахритусском районе.
Но при детальном изучении памятника, в особенности его интерьера, становится ясным, что эта стилизация «под 252 252 Таджикская ССР.
Энциклопедический справочник.
Изд.
1.
-Душанбе: Глав.
науч.
рсд.
ТСЭ, 1974, с.
339; Мамадназаров М.
Макбараи Холбойкаро// Адабист ва санъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3-х томах.
Том 2.
Душанбе: Гл.
науч.

Ред.
ТСЭ, 1989.
С.
207; Тоатов Л.
Историческим памятникам долгая жизнь.
Душанбе: Изд.
«Ирфон», 1986, с.
17-18,ил.; Мамаджанова С., Мукимов Р.
Архитектурное наследие Душанбе.
Душанбе: Изд.
«Мерос», 1993, с.94-95, рис.89-90; Они же.
Энциклопедия средневекового зодчества Таджикистана.
Душанбе: Изд.
«Мерос», 1993, с.
115; Атаханов Т.М., Мамадназаров М.Х.
Обследование памятников архитектуры
Гнссарской долины..., указ, соч., с.266-271, рис.
3,4,5, и др.
208

[стр.,209]

старину».
В частности, купол опирается на щитовидных парусах, кирпичная кладка стен в интерьере скрыта штукатуркой (в памятниках раннеисламского периода кладка открыта взору).
В основании стен интерьера проложены толстые брусья, скрепленные между собой кованными железными скобами прием, появившийся лишь в XVI веке и ещё чаще в XVIII-XIX вв.
Как считают Т.М.Лтаханов и М.Х.Мамадназаров, величественный портал мавзолея и его высокие башни, по всей вероятности, навеяны духом тимуридского стиля.
По мнению
С.Г.Хмелышцкого, план мавзолея вписывается в метрическую масштабную сетку, где модуль (гяз) равен 63 см.
Это создаёт неразрывное гармоничное единство плановой композиции и внешнего облика253.
Вокруг
купола мавзолея был устроен сводчатый коридор обход, что также является чрезвычайно древним и, казалось бы, забытым к этому времени, приемом, впервые примененном в мавзолее Саманидов в Бухаре (IX век).
Т.М.Атаханов и М.Х.Мамадназаров называют одним из функциональных назначений этого коридора это дополнительная вентиляция помещения гурхона.
В целом, анализ планировочно-конструктивных и декоративнохудожественных приемов мавзолея Холбойкаро позволяет датировать время его строительства XVIII-нач.
XIX в.
Как было выяснено Ю.Якубовым и М.Х.Мамадназаровым по опросным данным, здание было возведено в 18401860-х годах над погребением некоего Халифы Нурмахмада, жившего во времена правления в Бухаре эмира Насрулло, а в Хисоре Абулькаримбека.

На противоположном от города Вахдат (бывший Кофарнихон) правом берегу одноименной реки у впадения в нее реки Семиганч высятся искусственный холмы городища Калаи Шодмон.
Несколько выше по реке Семиганч, в горном селении Дара местными жителями были найдены искуссно выполненные бронзовые скульптурные изображения двух горных козлов и двух зебу, которые в VIB.
украшали фон правителя, возможно, восседавшего в Калаи Шодмон, название которого перекликается с упоминаемым в средневековых источниках городом Хисори Шодмон.
Расскажем чуть подробнее об этих уникальных находках, тем более что их досконально изучил археолог Таджимат Атаханов254.
* 2 252 Хмельницкий С.Г.
Метрическая сетка в памятниках архитектуры Таджикистана // Строительство и архитектура.
Душанбе: Изд.

«Дониш», 1977, с.
107-108, рис.
2 4 Атаханов T.
Царский трон правителя Шумана // Мероси ннбгон.
Вып.
1.
Душанбе, 1992.
С.
91-93.
209

[Back]