Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 66]

66 квартальных мечетях имелись мактабы-школы, в городе функционировали два Мадраса.
Согласно сведениям Ш.Юсупова, в 1915 году в Душанбе по инициативе русской администрации была построена первая больница1.
Но функционировать больница стала только после установления Советской власти в городе, т.е.
в 1921 году.
Здесь же в 1924 году был телеграф и телефонная станция.
Эта первая больница уцелела до
наших дней здесь сейчас находится часть г ородской больницы № 1 гго улице Техрон, недалеко от площади Дуети (Табл.
31).
Г ород Каратаг, теперь селение Каратаг, расположен гго обеим берегам Каратагдарьи, которая из узких г орных теснин южного склона Гиссарского хребта, протекает гго Гиссарской долине на юго-заггад до Тупалангдарьи (Табл.
8, рис.
5).
Здесь реки сливаются и получают новое название Сурхандарья до впадения её в Амударью близ Термеза.

По преданию, записанному этнографом Н.Н.Ершовым от местных жителей, нынешний кишлак был основан около 300 лет назад выходцем из селения Дахбед (расположен недалеко от Самарканда, в его западной части), неким ишаном Махмуд-Ризо-Ходжой, который с несколькими своими мюридами приехал на место современног о Каратаг а.
Тогда ущелье было покрыто густыми зарослями арчовника (можевельника).
Приезжие остановились на
гголяне среди леса на месте нынешнего квартала Далкон или, по-другому варианту, Чорбог.
Здесь ими была построена мечеть, первые
жилища и мельница2.
На могиле основателя Каратага Махмуда-Ризо-Ходжа, находящейся близ развалин цитадели прежних владетелей города, стоит каменное надгробие, называемое местным населением «Санги сандук» (Каменный
1 Юсупов Ш.
«Русский дом» в Душанбе.
// Мероси пистон, 1992.
Душанбе, вып.
I.
2 Ершов Н.Н.
Каратаг и его ремесло
(историкоотнографический очерк).
Душанбе: Изд.
«Дониш», 1984, с.
11-12; Свод памятников истории и культуры Республики Таджикистан.
Гиссарская долина (далее «Свод памятников Гиссарской долины»).
Душанбе: Изд.
«Дониш», 2014, с.
66-67; Археологическая карта Таджикистана.
Гнссарскя долина.
/Подготовка к пеан С.Бобомуллсва.
Душанбе: Изд «Дониш» 2015.
332 с., табл.; и др..
[стр. 180]

это медресе-мавзолей X-XI века Ходжа Машад в селении Сайёд в Шахритусском районе226.
Плановое построение восточного мавзолея, также как и западного, было основано на метрической сетке с модульной единицей, равной 67 см.
Восточное здание культового комплекса было построено одновременно с западным в середине XI века.
На пути между Турсун-Заде и Гиссаром, в поселке Шахринау (административный центр одноименного района), на левом берегу Каратагдарьи, археологи раскопали крупный город Кушанского времени, датируемый МП вв.
Здесь обнаружены каменные капители колонн с характерными греко-римскими акантовыми листьями, в которые вплетены фантастические птицы-грифоны с львиными лапами, словно «вышедших» из глубин восточно-иранской мифологии227.
Городище площадью около 350 га опоясывали крепостные стены, сложенные из крупного квадратного кирпичасырца (периметр стен около 7 км).
Частично сохранившаяся восточная стена (длина 2,5 км) насчитывала около 70 башен.
Эта часть городища известна как Катор-теие.
На территории городища, внутри крепостных стен сохранилось лишь несколько бугров древних построек: Хаит-Гула, Чим-курган и др.
А.Мухтаров в 1956 году перевез в Институт истории, археологии и этнофафии АН Таджикистана две каменные капители со скульптурными изображениями228.
Если подняться на север от Шахринау чуть выше к предгорьям Гиссарского хребта по Каратагдарье то можно посетить город Каратаг (сейчас это селение того же названия), который также тяготел к рассматриваемой трассе Шелкового пути.
Город расположен по обоим берегам Каратагдарьи, которая из узких горных теснин южного склона Гиссарского хребта протекает по Гиссарской долине на юго-запад до Тупалангдарьи.
Здесь реки сливаются и получают новое название Сурхандарья до впадения её в Амударью близ Термеза.

226 С.Г.Х.мельницкий.
Медресе Ходжа Машад // По следам древних культур Таджикистана.
Душанбе: Изд.
«Ирфон»: 1978.
С.
117-142, ил.
221 Давидович Е.А., Мухтаров А.М.
Страницы истории Гиссара.
-Душанбе, 1969, с.
9-10, 14, 17; Мухтаров А.
Новые находки каменных капителей кушанского времени из Шахринау (Южный Таджикистан) // Изв.
АН Тадж.ССР.
Отдел.
Обществ.
Наук, 1968.
№ 3.
С.36-41; Ставнекий Б.Я.
Кушанская Бактрня: проблемы истории и культуры.
М.: Наука, 1977, с.
255-256; и лр.
т Е.А.Давидович, А.Мухтаров.
Страницы истории Гиссара.
Душанбе, 1969, с.
9-10, 14, 17; Э.Гулямова.
Изучение кушанских памятников района Шахринау // Центральная Азия в Кушанскую эпоху.
T.
2.
М.: Наука, 1975, с.
250-252; и др.
180

[стр.,181]

По преданию, записанному этнографом Н.Н.Ершовым от местных жителей, нынешний кишлак был основан около 300 лет назад выходцем из селения Дахбед (расположен недалеко от Самарканда, в его западной части), неким ишаном Махмуд-Ризо-Ходжой, который с несколькими своими мюридами приехал на место современного Каратага.
Тогда ущелье было покрыто густыми зарослями арчовника (можевельника).
Приезжие остановились на
поляне среди леса на месте нынешнего квартала Дал кон или, по-другому варианту, Чорбог.
Здесь ими была построена мечеть, первые
229 жилища и мельница .
На могиле основателя Каратага Махмуда-Ризо-Ходжа, находящейся близ развалин цитадели прежних владетелей города, стоит каменное надгробие, называемое местным населением «Санги сандук» (Каменный
сундук) или «Санги бузургвор» (Камень святого) с пятистишием и датой смерти ишана 1734 г.
В XIX веке Каратаг стал центром амлакдарства Хисорского бекства и здесь, как в Душанбе, сидел амлякдор.
Река Каратагдарья протекала внутри города, где в центре был устроен деревянный мост.
Весь город делился на кварталы-гузары (их было 18), имевшие названия по профессиональной и родовой принадлежности жителей.
Все гузары имели свою мечеть, а иногда и две, всего же в конце XIX века было 23 мечети.
Центр города был занят базарной площадью Чорсу с чайханами и лавками торговцев.
Рядом шли базарные ряды, разделенные по видам товаров: растай сабзавоту мева — зеленый и фруктовый ряд, растай чармгари кожевенный ряд, растай кассоби мясной ряд и др.
Кроме того, был крытый ряд тим.
Отдельную часть квартала занимало кладбище.
В городе функционировали, как и в Душанбе, медресе, каландархона, корихона (дом прозрения слепых), городская тюрьма.
В общем, Каратаг был самым заурядным средневековым городком.
В XIX веке Каратаг, как горная местность, привлекал правителя Хисора и он со своей знатью на лето переезжал жить сюда, вдали от знойного Хисора.
В 1907 году Каратаг стал эпицентром катастрофического землетрясения, в результате чего пострадали многие постройки города.
339 Ершов Н.Н.
Каратаг и его ремесло
(историко-этнографический очерк).
Душанбе: Изд.
«Дониш», 1984, с.11-12.
181

[стр.,202]

функционировать больница стала только после установления Советской власти в городе, т.е.
в 1921 году.
Здесь же в 1924 году был телеграф и телефонная станция.
Эта первая больница уцелела до
недавнего времени.
В самом Душанбе из позднесредневековых строений сохранились лишь несколько квартальных мечетей: Карамишкор, Хоча Ёкуб, Шохмансур и Сари Осиё.
Мечеть квартала Шохмансур построена в середине XX века, и она расположена в южной части Душанбе.
Была возведена в 1936 году недалеко от старой мечети, впоследствии разобранной из-за ветхости строения.
Под новую мечеть была использована территория старой школы.
В настоящее время мечеть представляет собой обширный, прямоугольный в плане двор, обстроенный со всех сторон одно-двухэтажными строениями.
Первоначальное зимнее помещение мечети с высоким айваном (построено в 1936 году) принадлежит мастерству усто Мухиддина из Намангана и оно располагается в западной стороне двора.
В 1982 году под руководством местного усто Мустафакула были сооружены двухэтажные айваны и служебные помещения с южной и северной сторон двора.
Входная дарвозахона с резными деревянными воротами устроена в середине северной стороны.
Слева от входа устроено приёмное помещение имамхатиба мечети, а справа находится айван, открытый в сторону двора.
Над воротами дарвозахона устроен проём, закрытый деревянной ажурной решеткой, характерной и для других мечетей Душанбе Сари Осиё, Карамишкор и Ходжа Якуба.
Среди служебных помещений двора имеются кухня, тахоратхона, помещение для национального бракосочетания-никох и др.
Во дворе растут несколько чинаров, устроена пергола под виноградником, небольшой хауз с водопроводом.
На втором уровне помещений устроены айваны, открытые в сторону двора.
Безопорное зимнее помещение мечети с айваном имеет широкий михраб в середине западной стены.
Михраб устроен и в середине западной стены айвана, видимый со стороны двора, который во время крупных мусульманских праздников также используется как дополнительное место для молений.
Деревянный потолок айвана мечети держится на шести резных 243 г» деревянных колоннах, устроенных в один ряд .
В настоящее время главное 243 202 Мамаджанова С., Мукимов Р.
Архитектурное наследие Душанбе, указ, соч., с.99-101, рис.

[Back]