Проверяемый текст
Тиллоев Сангахмад Самадович. Роль Великого Шелкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана в II в. до н.э. - XVI в. н.э. (Диссертация 2013)
[стр. 95]

95 выступами и двумя широкими стрельчатыми арками на три части: центральную часть с углубленным в западной стене михрабом и два боковых отсека.
Каждая часть перекрыта куполом на ложносферических парусах.
Одним из любопытных сооружений XVIIIначала XIX вв.
является мавзолей Холбойкаро в Кофарнихонском районе1.
Здание представляет собой кирпичный кубовидный объем с выразительным порталом.
Помещение усыпальницы-гурхона представляет в плане крестообразную композицию,
пролучившуюся за счет глубоких арочных ниш по сторонам внутренних стен иодкупольного квадрата.
Здание от портально-центрических мавзолеев имеет два портала, главный портал, фланкированный но углам трехчетвертными башенками-гульдасга, и боковой, менее монументальной по облику и меньшим по размерам портальной стенки (Табл.
30, рис.
1).
Мавзолей Холбойкаро интересен тем, что его приемы и формы позднесредневековой архитектуры искусно повторяют образный строй таджикского зодчества Х-ХН вв.
Так, башни-гульдаста облицованы парными кирпичами с резными элементами «бантиками».
Вокругкупола мавзолея был устроен сводчатый коридор обход, что также является чрезвычайно древним и, казалось бы, забытым к этому времени, приёмом.
Таким образом, мы на нескольких примерах монументального зодчества XI-XIX вв.
на территории Гиссарской долины рассмотрели некоторые конструктивные местные и тектонические особенности.
Анализ сводчатых конструкций из жженого кирпича позволяет выявить немало уникальных для Средней Азии приёмов.
Большинство этих приёмов глубоко продуманы и осмыслены с точки зрения прочностных характеристик конструкций, примененных строительных материалов и местных природных особенностей, в частности, высокой сейсмичности района.
1 Мамаджанова С.М., Мукимов Р.С.
Архитектурное наследие Душанбе.
Душанбе: Изд.

«Мсрос», 1993.
С.
94-95, ил.; Атаханов Т.М., МамадНазаров М.Х.
Обследование памятников архитектуры
Гиссарской долины..., указ, соч., с.266-271, рис.
3,4,5.
[стр. 208]

Базар, Орджоникидзеабад, Кофарнихон) высится купол однокамерного мавзолея Холбойкаро.
Памятник этот достаточно хорошо изучен и освещен в специальной литературе2^2, поэтому мы здесь дадим лишь краткое описание мавзолея, используя вышеприведенные источники.
Холбойкаро находится на небольшом возвышении, и поэтому хорошо обозрим издалека.
Он представляет собой кирпичный кубовидный объем с выразительным порталом.
Помещение усыпальницы-гурхона представляет в плане крестообразную композицию,
получившуюся за счет глубоких арочных ниш по сторонам внутренних стен подкунольного квадрата.
Здание в отличие от портально-купольных мавзолеев имеет два портала главный, фланкированный по углам трехчетвертными башенками-гульдаста, и боковой, менее монументальной по облику и меньший по размерам портальной стенки.
Последний не выступает за верхнюю линию стен.
Свод стрельчатого очертания опирается на два прямоугольных пилона.
Два других глухих фасада оформлены одинаково традиционными архитектурными членениями в виде неглубоких декоративных ниш, по две на каждый фасад, разделенные широкими выступами.
Тщательно выполненная наружная кирпичная кладка служит источником художественного эффекта.
Своеобразие памятнику придаёт и характер кладки: широкие или обычно глубокие швы между рядами способствуют созданию богатой игры света и тени на его фасадах.
Обращает на себя внимание сходство декоративного убранства Холбойкаро с классическим зодчеством XI-XII вв.
Это отчетливо видно по кладке башен главного портала, декорированных в виде поясов горизонтапьной «парной» кладки с «парными» вертикальными вставками, окаймленных бордюрами из коротких вертикальных кирпичей.
Вертикальные вставки из коротких резных кирпичиков в виде бантиков между спаренными кирпичами древний декоративный приём, также встречающийся в классических таджикских памятниках IX-XII вв.: мавзолее Ходжа Нахшрон, рассмотренный выше в данной главе, и Ходжа Машад в Шахритусском районе.
Но при детальном изучении памятника, в особенности его интерьера, становится ясным, что эта стилизация «под 252 252 Таджикская ССР.
Энциклопедический справочник.
Изд.
1.
-Душанбе: Глав.
науч.
рсд.
ТСЭ, 1974, с.
339; Мамадназаров М.
Макбараи Холбойкаро// Адабист ва санъати точик.
Энциклопедический справочник, в 3-х томах.
Том 2.
Душанбе: Гл.
науч.
Ред.
ТСЭ, 1989.
С.
207; Тоатов Л.
Историческим памятникам долгая жизнь.
Душанбе: Изд.
«Ирфон», 1986, с.
17-18,ил.; Мамаджанова С., Мукимов Р.
Архитектурное наследие Душанбе.
Душанбе: Изд.

«Мерос», 1993, с.94-95, рис.89-90; Они же.
Энциклопедия средневекового зодчества Таджикистана.
Душанбе: Изд.
«Мерос», 1993, с.
115; Атаханов Т.М., Мамадназаров М.Х.
Обследование памятников архитектуры
Гнссарской долины..., указ, соч., с.266-271, рис.
3,4,5, и др.
208

[Back]