фактора, который бы обеспечивал взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение этих элементов. В качестве такого фактора может быть рассмотрено самосознание студента. В данном случае самосознание рассматривается как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В структурном плане основным звеном в самосознании выделяют Я индивида, которое определяется как результат выделение человеком самого себя из окружающей среды, позволяющим себя ощущать субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой как в отношении своего прошлого, так и настоящего и будущего. Как особый психологический феномен Я индивида является основой для формирования «образа Я» и «Я-концепции». «Образ Я» выступает как система многообразных знаний о себе, имеющих разную степень осознанности и дифференцированности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. «Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне как сложная, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система. В «Я-концепции» некоторые исследователи видят константный компонент самосознания. Вместе с тем, самосознание имеет и динамические характеристики, сущность которых состоит в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми, и в соединении этих образов в единое целостное образование представление, а затем в понятие своего собственного Я, как субъекта отличного от других субъектов. Самосознание имеет выход и во внешнее пространство жизнедеятельности студента. Структуры самосознания активно влияют на активность субъекта, мотивируя его к определённой деятельности. Эти мотивирующие 117 |
позволяет психологу более четко организовывать наблюдение за студентами в той или иной сфере, более тесно связывать результаты консультирования с активностью молодых людей в той или иной сфере. С другой стороны, данная структура наиболее полно отвечает задаче рассмотрения внутреннего аспекта морально-психологического состояния и профессионально-личностного развития студентов в интересах оказания психологической помощи. Выделение неосознаваемо поведенческого компонента позволяет использовать для их рассмотрения теоретические положения и практические приемы глубинной психологии и бихевиорально ориентированного консультирования. В первом случае основное внимание уделяется стереотипам поведения и их последующей интерпретации. Во втором случае психолог вместе с клиентом пытается вмешиваться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Сознательно деятельностные проявления предполагают возможность использования идей и приемов гуманистической психологии и рациональной психотерапии для осуществления психологического консультирования. Духовно-практическая составляющая предполагает обращение к идеям логотерапии. Вычленение отдельных составляющих в структуре моральнопсихологического состояния обучающихся требует введения интегративного фактора, который бы обеспечивал взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение этих элементов. В качестве такого фактора может быть рассмотрено самосознание студента. В данном случае самосознание рассматривается как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В структурном плане основным звеном в самосознании выделяют Я индивида, которое определяется, как результат выделение человеком самого себя из окружающей среды, позволяющим себя ощущать субъектом своих -83физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой как в отношении своего прошлого, так. и настоящего и будущего. Как особый психологический феномен Я индивида является основой для формирования «образа Я» и «Я концепции». «Образ Я» выступает как система многообразных знаний о себе, имеющих разную степень осознанности и дифференцированности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. «Я концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне как сложная, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система. В «Я концепции" некоторые исследователи видят константный компонент самосознания. Вместе с тем, самосознание имеет и динамические характеристики, сущность которых состоит в восприятии личностью многочисленных "образов" самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое, целостное образование представление, а затем в понятие своего собственного Я как субъекта отличного от других субъектов. Самосознание имеет выход и во внешнее пространство жизнедеятельности студента. Структуры самосознания активно влияют на активность субъекта, мотивируя его к определенной деятельности. Эти мотивирующие функции самосознания имеют различное происхождение. Они могут корениться в представлении об "идеальном Я" и быть связанными с нравственными категориями совести, долга. Они могут являться отражением рассогласования "настоящего Я" и "будущего Я». Мотивирующим эффектом обладает и чувство собственного достоинства и самоуважения, требующее своего поддержания с помощью тех или иных реальных деятельностей. Структуры самосознания участвуют в процессе целеполагания, то есть в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые |