личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чём-то внешнем но отношению к исследователю, а знания о том, что «присутствует во мне или в чём присутствую Я». Все указанные черты призваны показать главное отличие психотехнической теории ог традиционного психологического знания. Оно состоит в том, что в данном случае в качестве предмета выступает метод, задающий основные параметры пространства психотехнической «работы-собъектом». Именно метод выступает центральным звеном в системе взаимодействия психолога-практика с клиентом. Поэтому, в зависимости от того, что и как делает специалист социальной сферы, формируется понимание того, что и как происходит в этот момент в психике и клиента, и специалиста. В итоге «психотехническая теория» обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению представляют собой универсальные «способы совместной деятельности» специалиста и клиента по преодолению психологических затруднений. Личностно-экзистенциальный аспект. Специфика личностно-экзистенциального аспекта личностных трансформаций состоит в том, что в дополнение к поведенческим реакциям (аттитюды, установки, мотивы) и когнитивным схемам ориентировки (структурность восприятия, характер и сложность конструктов) он вводит такое личностное измерение, которое можно назвать «глубина личностного бытия», т.е. трансцендентальную переменную, освобождающую личность от зависимости от ситуации, обстоятельств, от самой себя (в её поведении и сознании) и дающую ощущение полноты бытия, свободы но отношению к своей собственной жизни. Иначе говоря, личностноэкзистенциальный аспект бытия и его трансформации отражают собственно человеческую способность самоотношения и самопереживания в их развитии, и осуществлении. Важно, что эти процессы носят не натуралистический характер (это не «Я сам» в собственных перцептивных структурах, как в когнитивном аспекте), а именно духовный, в котором символически связывается личностное бытие, самость с глубинными этическими ценностями бытия. 147 |
-152личностного восприятия себя и действительности, опосредованной тем или иным социокультурным кодом. Личностно-экзистенциальный аспект. Специфика личностноэкзистенциального аспекта личностных трансформаций состоит в том, что в дополнении к поведенческим реакциям (аттитюды, установки, мотивы) и когнитивным схемам ориентировки (структурность восприятия, характер и сложность конструктов) он вводит такое личностное измерение, которое можно назвать «глубина личностного бытия», т. е. трансцендентальную переменную, освобождающую личность от зависимости от ситуации, обстоятельств, от самой себя (в ее поведении и сознании) и дающую ощущение полноты бытия, свободы по отношению к своей собственной жизни. Иначе говоря, личностно-экзистенциальный аспект бытия и его трансформации отражают собственно человеческую способность самоотношения и самопереживания в их развитии и осуществлении. Важно, что эти процессы носят не натуралистический характер (это — не «Я сам» в собственных перцептивных структурах, как в когнитивном аспекте), а именно духовный, в котором символически связывается личностное бытие, самость с глубинными этическими ценностями бытия. Поэтому вопрос об устойчивости, степени влияния на личность нового экзистенциального опыта — это вопрос не экспериментального исследования, а вопрос этики т. е. вопрос личностной философии, вопрос мировоззренческий. И, если говорить о некой вероятной или просто возможной смене радикала, точнее, экзистенциала, определяющего личность, то в терминах классической немецкой философии его можно обозначить, как обретение субъектиости, а в терминах практической психологии—как «интеграцию» (3. Фрейд), «индивидуализцию» (К. Юнг), «компенсацию» (А. Адлер), «персонализацию», «личностный рост» (К. Роджерс), «самоактуализацию» (А. Маслоу), «усиление «Я» (бихевиоральная -166Все указанные черты призваны показать главное отличие психотехнической теории от традиционного психологического знания. Оно состоит в том, что в данном случае в качестве предмета выступает метод, задающий основные параметры пространства психотехнической «работы с объектом”. Именно метод выступает центральным звеном в системе взаимодействия психолога-практика с клиентом. Поэтому, в зависимости от того, что и как делает психолог, формируется понимание того, что и как происходит в этот момент в психике и клиента и психолога. В итоге “психотехническая теория” обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению представляют собой универсальные “способы совместной деятельности " психолога и клиента по преодолению психологических затруднений. Такая теория нуждается в сзоих особых формах обобщения и представления. На смену «наукообразным» текстам с количественными данными о результатах исследований, должны придти «профессиональные описания» деятельности психолога и поведения клиента. Примеры такой научной литературы во множестве представлены в изданиях известной серии книг «Библиотека практической психологии и психотерапии». Все они являются переводами работ известных зарубежных психотерапевтов. К сожалению, в отечественной психологии обобщения такого типа пока еще не получили достаточно широкого распространения. Особенно наглядно это видно в работе со студентами вузов. Решению этого вопроса во многом могло бы способствовать создание специального журнала для практических психологов высших учебных заведений. В рамках вуза решение вопроса о психологической помощи предполагает уточнение ее места в системе основных видов деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов В соответствии с требованиями Руководства по организации работы высших учебных |