Проверяемый текст
Халимова Наиля Адильшаевна. Индивидуальное психологическое консультирование в системе высшего профессионального образования (Диссертация 2001)
[стр. 23]

поведения как проявление целостного бытия человека.
При этом сам индивид понимается как часть более широкого поля, включающего среду его обитания.
Вместе с тем в этом единстве может быть выделена контактная граница между индивидом и средой, которая и выступает основным показателем психического здоровья человека.
У здорового человека эта граница подвижна, допуская и контакт со средой гештальт, и уход от
неё завершение.
Ситуация незавершенных гештальтов выступает признаком невротизации клиента.
Она выражается в том, что он
живёт не «здесь-и-сейчас», а либо ориентируется на прошлое, либо уходит в мир фантазий.
Незавершенность, неотреагированность ситуаций прошлого выступает главным препятствием на пути личностного роста.
Как отмечал Ф.
Перлз «средний человек, воспитанный в атмосфере внутренних конфликтов, утерял свою целостность,
своё единство и чтобы восстановить его, ему нужно преодолеть дуализм своей личности, своего мышления и языка» [171, с.
6].
В результате этого в жизни человека возникает пустота, когда он лишается привычных поведенческих клише (ролей) и вынужден притворяться таким, каким хотел бы быть.
Если он окажется способен поддерживать
осознавание в пустоте, то возможно возникновение «внутреннего взрыва», переживаемого как страх смерти.
Следующим шагом выступает
«внешнии взрыв» вспышка эмоций, знаменующая возрождение человека посредством отреагирования ранее сдерживаемых переживаний.
Теория логотерапии и экзистенциального анализа, разработанная В.
Франклом
[226], рассматривает стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни как врождённую мотивационную тенденцию.
Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое было названо как экзистенциальный вакуум, который и выступает причиной многочисленных неврозов.
Необходимым условием психического здоровья является
определённый уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.
23
[стр. 19]

его чувствами, мыслями и поведением.
В рамках гуманистического направления может быть рассмотрен подход, предложенный Ф.Перлзом [205] и основанный на идеях гештальтпсихологии, психоанализа и некоторых других направлений.
Ведущую роль в его взглядах занимает принцип целостности, который требует рассматривать любой аспект поведения как проявление целостного бытия человека.
При этом сам индивид понимается как часть более широкого поля, включающего среду его обитания.
Вместе с тем в этом единстве может быть выделена контактная граница между индивидом и средой, которая и выступает основным показателем психического здоровья человека.
У здорового человека эта граница подвижна, допуская и контакт со средой гештальт, и уход от
нее завершение.
Ситуация незавершенных гештальтов выступает признаком невротизации клиента.
Она выражается в том, что он
живет не здесь и сейчас, а либо ориентируется на прошлое, либо уходит в мир фантазий.
Незавершенность, неотреагированность ситуаций прошлого выступает главным препятствием на пути личностного роста.
Как отмечал Ф.
Перлз, "средний человек, воспитанный в атмосфере внутренних конфликтов, утерял свою целостность,
свое единство и чтобы восстановить его ему нужно преодолеть дуализм своей личности, своего мышления и языка" [205,с.6].
В результате этого в жизни человека возникает пустота, когда он лишается привычных поведенческих клише (ролей) и вынужден притворяться таким, каким хотел бы быть.
Если он окажется способен поддерживать
сознание в пустоте, то возможно возникновение «внутреннего взрыва», переживаемого как страх смерти.
Следующим шагом выступает
«внешний взрыв» вспышка эмоций, знаменующая возрождение человека посредством реагирования ранее сдерживаемых переживаний.
Теория логотерапии и экзистенциального анализа, разработанная В.
Франклом
[278], рассматривает стремление человека к поиску и реализации 19

[стр.,20]

смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию.
Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое было названо как экзистенциальный вакуум, который и выступает причиной многочисленных неврозов.
Необходимым условием психического здоровья является
определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.
В соответствии с данным подходом отличительной чертой человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется.
В разработанной В.
Франклом «димензиональной онтологии» выделяется особое, «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы.
Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека.
Соответственно, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и, тем более, биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами.
Одним из важнейших положений теории В.
Франкла [278] является понятие сверх смысла.
В этом случае речь идет о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории.
Этот смысл трансцендентен человеческому существованию, поэтому никакой ответ на вопрос о сверх смысле дать невозможно.
Тем самым, человеку приходится мириться с невозможностью охватить бытие в целом, познать его сверх смысл.
Все это позволило автору утверждать, что жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни может быть всегда найден.
Таким образом, в зарубежной психологии подходы к психотерапии

[Back]