развития. В свое время Л.С. Выготский выдвинул требование построения «вершинной психологии», как оппозиции глубинной. «Наше слово в психологии, писал он, от поверхностной психологии в сознании явление не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и глубинной психологии. Наша психология вершинная психология (определяет не «глубины», а «вершины» личности)» [73, с. 166]. Согласно закону Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций, источником развития является социальная среда, выступающая в форме «социальной ситуации развития». По его мнению, всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека. Были выделены две единицы анализа социальной ситуации развития деятельность и переживание. Это позволило в дальнейшем дополнить типологический анализ переживания культурноисторическим анализом и описать переживание как процесс, опосредованный «психологическими орудиями», представляющими собой искусственные, социальные по своей природе образования, осваиваемые и иитериоризуемые субъектом в ходе общения с другими людьми. С.Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» [199] разработал новый строй психологической теории, в которой на первый план выходят не гносеологические, а онтологические и аксиологические категории. По словам С.Л. Рубинштейна, «характеристика человеческого бытия предполагает, что должна быть дана и новая характеристика всего бытия с того момента, как появляется человеческое бытие. Надо ввести человека в сферу, в круг бытия и соответственно этому определить систему категорий» [199, с. 218]. Тем самым в понимание Человека вводится понятие бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения «Человек Мир». В этой эквивалентноеги человек выступает как противоречивое бесконечно-конечное существо, как особенное, как воплощение всеобщего (Мира) в единичном (человеке). Такое противоречие может быть реализовано в наличном бытии лишь в форме 25 |
зависят от трактовки личности и процессов ее развития. Однако, зачастую эта трактовка базируется на результатах эмпирических наблюдений, психологической практики. Они более нацелены на практическую работу, а не на теоретическое обсуждение. Понятия, которыми оперирует при этом психолог независимо от его теоретической ориентации, это жизнь и ее смысл, место человека в жизни, долг, ценности, индивидуальность и др. В отечественной психологии в качестве теоретической основы психологической помощи могут быть рассмотрены подходы и взгляды, накопленные в понимании личности и способов реализации ее активности, механизмов социального взаимодействия людей как средства их личностного развития. В свое время Л. С. Выготский выдвинул требование построения «вершинной психологии», как оппозиции глубинной. «Наше слово в психологии: писал он, от поверхностной психологии в сознании явление не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и глубинной психологии. Наша психология вершинная психология (определяет не «глубины», а «вершины» личности)» [74;с.166]. Согласно позиции Л. С. Выготского о происхождении высших психических функций источником развития является социальная среда, выступающая в форме «социальной ситуации развития». По его мнению, всякая высшая психическая была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека. Были выделены две единицы анализа социальной ситуации развития деятельность и переживание. Это позволило, в дальнейшем, дополнить типологический анализ переживания культурно-историческим анализом и описать переживание как процесс, опосредованный «психологическими орудиями», представляющими собой искусственные, социальные по своей природе образования, осваиваемые и интериоризуемые субъектом в ходе общения с другими людьми. 21 С. Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» [239] разработал новый строй психологической теории, в которой на первый план выходят не гносеологические, а онтологические и аксиологические категории. По словам С. Л. Рубинштейна, «характеристика человеческого бытия предполагает, что должна быть дана и новая характеристика всего бытия с того момента, как появляется человеческое бытие. Надо ввести человека в сферу, в круг бытия и соответственно этому определить систему категорий» [239; 273,325]. Тем самым, в понимание Человека вводится понятие бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения «Человек Мир». В этой эквивалентности человек выступает как противоречивое бесконечно-конечное существо, как особенное, как воплощение всеобщего (Мира) в единичном (человеке). Такое противоречие может быть реализовано в наличном бытии лишь в форме развивающегося во времени, трансцендирующего, переходящего свои границы особенного, т.е. в форме потенциальной бесконечности. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности. Трансцендентность дана Человеку' не в форме логического опосредования, вывода, а прямо в форме непосредственного восприятия, минующего все внешние, конечные определенности. Непосредственное восприятие Человеком своего взаимоотношения с Миром является присущим индивиду, индивидуальному «Я», индивидуальному сознанию. Оно может обладать всеобщностью, безмерностью, способностью в любой момент выходить в область актуальной бесконечности, сбрасывая как несущественные все определенности наличного бытия. В рамках деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым [157] были выявлены основные структурные моменты активности человека. В этом случае деятельность предстает как предметное преобразование специально построенного замысла. Составными частями любого действия являются 22 |