развивающегося во времени, траисцендирующего, переходящего свои границы особенного, т.е. в форме потенциальной бесконечности. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности. Трансцендентность дана Человеку не в форме логического опосредования, вывода, а прямо в форме непосредственного восприятия, минующего все внешние, конечные определённости. Непосредственное восприятие Человеком своего взаимоотношения с Миром является присущим индивиду, индивидуальному «Я», индивидуальному сознанию. Оно может обладать всеобщностью, безмерностью, способностью в любой момент выходить в область актуальной бесконечности, сбрасывая как несущественные все определённости наличного бытия. В рамках деятельностного подхода А.11. Леонтьевым [140] были выявлены основные структурные моменты активности человека. В этом случае деятельность предстает как предметное преобразование специально построенного замысла. Составными частями любого действия являются планирование, исполнение, контроль, которые содержательно отличаются друг от друга. Планирование и целеполагаиие — это самостоятельные виды активности, принципиально отличающие человека от других форм поведения. Виды деятельности отличаются по их предмету. Д.Б. Эльконин [243] предложил разделить их на две большие группы: 1) деятельность с общественным предметом (предметно-манилулятивная, учебная, трудовая), и 2) деятельность с человеком как предметом общения (непосредственноэмоциональное общение, игра, личностное общение). В качестве целостной единицы деятельности рассматривается действие, всегда имеющее конкретную цель, предмет, способы и средства реализации. Понятие действия позволяет содержательно анализировать процесс интсриоризации средств и способов психической активности как уровней освоения действия. Данные об уровне выполнения конкретного действия позволяют внешнему наблюдателю при осуществлении воздействия 36 |
С. Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» [239] разработал новый строй психологической теории, в которой на первый план выходят не гносеологические, а онтологические и аксиологические категории. По словам С. Л. Рубинштейна, «характеристика человеческого бытия предполагает, что должна быть дана и новая характеристика всего бытия с того момента, как появляется человеческое бытие. Надо ввести человека в сферу, в круг бытия и соответственно этому определить систему категорий» [239; 273,325]. Тем самым, в понимание Человека вводится понятие бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения «Человек Мир». В этой эквивалентности человек выступает как противоречивое бесконечно-конечное существо, как особенное, как воплощение всеобщего (Мира) в единичном (человеке). Такое противоречие может быть реализовано в наличном бытии лишь в форме развивающегося во времени, трансцендирующего, переходящего свои границы особенного, т.е. в форме потенциальной бесконечности. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности. Трансцендентность дана Человеку' не в форме логического опосредования, вывода, а прямо в форме непосредственного восприятия, минующего все внешние, конечные определенности. Непосредственное восприятие Человеком своего взаимоотношения с Миром является присущим индивиду, индивидуальному «Я», индивидуальному сознанию. Оно может обладать всеобщностью, безмерностью, способностью в любой момент выходить в область актуальной бесконечности, сбрасывая как несущественные все определенности наличного бытия. В рамках деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым [157] были выявлены основные структурные моменты активности человека. В этом случае деятельность предстает как предметное преобразование специально построенного замысла. Составными частями любого действия являются 22 планирование, исполнение, контроль, которые содержательно отличаются друг от друга. Планирование и деле полагание это самостоятельные виды активности, принципиально отличающие человека от других форм поведения. Виды деятельности отличаются по их предмету. Д. Б. Эльконии [299] предложил разделить их на две большие группы: 1) деятельность с общественным предметом (предметно манипулятивная, учебная, трудовая) и 2) деятельность с человеком как предметом общения (непосредственноэмоциональное общение, игра, личностное общение). В качестве целостной единицы деятельности рассматривается действие, всегда имеющее конкретную цель, предмет, способы и средства реализации. Понятие действия позволяет содержательно анализировать процесс интериоризации средств и способов психической активности как уровней освоения действия. Данные об уровне выполнения конкретного действия позволяют внешнему наблюдателю при осуществлении воздействия целенаправленно и осознанно переводить действие с уровня на уровень, добиваясь его отработки до приобретения необходимых качеств осознанности, обобщенности, автоматизированности. Значимым для дальнейшего рассмотрения является вопрос о понимании А. Н. Леонтьевым [157] мотивации деятельности. Как сама деятельность есть единица жизни, так основной конституирующий ее момент предмет деятельности есть не что иное, как единица мира. Жизненный мир и является, собственно говоря, единственным побудителем и источником содержания жизнедеятельности обитающего в нем существа. В рамках данной абстракции предмет деятельности предстает не вещью, представляющей самое себя, а как «единица», репрезентирующая жизненный мир, и именно в силу этого своего представительства предмет обретает статус мотива. В. П. Зинченко [108] осуществил попытку представить развитие высших психических функций и, более широко развитие человека, как 23 |