Проверяемый текст
Халимова Наиля Адильшаевна. Индивидуальное психологическое консультирование в системе высшего профессионального образования (Диссертация 2001)
[стр. 28]

руется в энергию образа, а последняя может в свою очередь трансформироваться в энергию очередного перцептивного или исполнительного акта Аналогичным образом энергия поступка трансформируется в энергию личности.
Последняя расходует
запасённую энергию, совершая новые поступки.
В процессе психологической помощи функцию «связи
времён», исторического и конкретно-жизненного может взять на себя «посредник».
Через посредника проходит разрыв большого, исторического времени, и через него же проходит разрыв социальной жизненной ситуации.
Одной из ведущих функций посредника является открытие субъекту лица мира, принятие его в особое «гармоничное бытие».
Акт открытия мира предполагает снятие занавеса, не позволяющего субъекту за суетой увидеть этот мир.
По мере того, как посредником снимается этот занавес, субъекту
является лицо нового мира.
В психологической практике необходимо переходить от исследования и конструирования разных форм опосредования к исследованию и конструированию форм посредничества.
В работах А.Г.
Асмолова
[21] получили своё дальнейшее развитие идеи А.Н.
Леонтьева [140] о сущности личности и психологической структуре её исследования.
По его мнению, современный этап разработки проблемы личности требует перехода в такую систему
отсчёта, которая бы раскрывала сё социогенетические характеристики.
При этом, под социогенезом понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности и
её межличностных отношений, обусловленное конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и общественноэкономических формациях.
Были выделены три основные координаты изучения личности.
Первая координата позволяет раскрыть диахронический аспект изучения личности, то есть построить историческую
вергикапь её развития.
Вторая координата позволяет дать анализ синхронического изучения личности в этнографическом пространстве, то есть увидеть личность через призму существующих в наше
28
[стр. 24]

процесс опосредованный четырьмя типами медиаторов (знак, символ, слово, миф).
Медиаторы рассматриваются им как аккумуляторы живой энергии и в то же время как резонаторы, на частоту которых настраиваются живые существа.
Последние не только усваивают эти частоты, но и генерируют новые, подзаряжая своей энергией медиатор.
Медиаторы выступают в качестве источника энергии для хронотопа.
Энергия в медиаторах и хронотопе в целом прирастает за счет разности потенциалов объективной и субъективной составляющей медиатора, за счет разности потенциалов феноменологического и онтологического планов хронотопа.
Эвристическое значение понятия хронотоп для психологии и психологической практики состоит в том, что с его помощью облегчается понимание не только связи пространства и времени, но и трансформации их друг в друга, понимание объективации этих категории бытия и сознания.
Описанные превращения помогают, по мысли автора, ответить на вопрос об источниках некоторых видов психической энергии.
Накопленная в движении, в «обследовательском туре», в перцептивном действии энергия трансформируется в энергию образа, а последняя может в свою очередь трансформироваться в энергию очередного перцептивного или исполнительного акта.
Аналогичным образом энергия поступка трансформируется в энергию личности.
Последняя расходует
запасенную энергию, совершая новые поступки.
В процессе психологической помощи функцию «связи
времен», исторического и конкретно-жизненного может взять на себя «посредник».
Через посредника проходит разрыв большого, исторического времени, и через него же проходит разрыв социальной, жизненной ситуации.
Одной из ведущих функций посредника является открытие субъекту лица мира, принятие его в особое «гармоничное бытие».
Акт открытия мира предполагает снятие занавеса, не позволяющего субъекту за суетой увидеть этот мир.
По мере того, как посредником снимается этот занавес, субъекту
24

[стр.,25]

является лицо нового мира.
В психологической практике необходимо переходить от исследования и конструирования разных форм опосредования к исследованию и конструированию форм посредничества.
В работах А.
Г.
Асмолова
[19] получили свое дальнейшее развитие идеи А.
Н.
Леонтьева [157] о сущности личности и психологической структуре ее исследования.
По его мнению, современный этап разработки проблемы личности требует перехода в такую систему
отсчета, которая бы раскрывала ее социогенетические характеристики.
При этом, под социогенезом понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности и
ее межличностных отношений, обусловленное конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.
Были выделены три основные координаты изучения личности.
Первая координата позволяет раскрыть диахронический аспект изучения личности, то есть построить историческую
вертикаль ее развития.
Вторая координата позволяет дать анализ синхронического изучения личности в этнографическом пространстве, то есть увидеть личность через призму существующих в наше
время культур.
Третья координата изучение закономерностей жизненного пути личности в онтогенезе.
Здесь выделяются такие моменты, которые связаны, прежде всего, с приобщением личности к социокультурным образцам данного общества, а также моменты, связанные с «вкладами» личности в развитие той или иной общности, социума в целом.
Опираясь на теоретические положения деятельностного подхода, Ф.
Е.
Василюк [60] разработал целостную теорию переживания.
Переживание рассматривается им не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования.
Опираясь на метод категориальной типологии, он выделил четыре принципа, которым подчиняются процессы переживания: удовольствия, реальности, ценности, 25

[Back]