Проверяемый текст
Халимова Наиля Адильшаевна. Индивидуальное психологическое консультирование в системе высшего профессионального образования (Диссертация 2001)
[стр. 29]

время культур.
Третья координата изучение закономерностей жизненного пути личности в онтогенезе.
Здесь выделяются такие моменты, которые связаны, прежде всего, с приобщением личности к социокультурным образцам данного общества, а также моменты, связанные с «вкладами» личности в развитие той или иной общности, социума в целом.
Опираясь на теоретические положения деятельностного подхода Ф.Е.
Василюк
[62] разработал целостную теорию переживания.
Переживание рассматривается им не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования.
Опираясь на метод категориальной типологии, он выделил четыре принципа, которым подчиняются процессы переживания: удовольствия, реальности, ценности,
творчества.
Им была раскрыта опосредованность процессов переживания
определёнными структурами, или «схематизмами» общественного сознания.
Тем самым был проделан переход от схемы отдельной деятельности к схеме жизненного мира и построено представление о переживании как особой деятельности по переделыванию человеком себя в мире и мира в себе в критических жизненных ситуациях.
В исследованиях А.В.
Запорожца было показано, что изменение смысла действия меняет результаты работы взрослых испытуемых.
А.У.
Хараш
[229] рассматривает смысловой образ в интерсубъективном плане, представляющем личность сквозь призму коммуникативных воздействий, в которые она включается, и влияние межличностного взаимодействия на смысловые образования.
В.К.
Вилюнас выделяет взаимоотношения смысла и эмоций, раскрывает роль эмоций в структуре смысловых образований.
Б.С.
Братусь
[50] анализирует процесс формирования смысловых образований, их взаимосвязи, имманентную динамику и содержательную сторону.
Д.А.
Леонтьев представляет структурную организацию смысловой сферы.
И.А.
Васильев, Б.А.
Сосновский, В.В.

Столин [212] определяют место смысловой сферы в психологической структуре личности.
29
[стр. 25]

является лицо нового мира.
В психологической практике необходимо переходить от исследования и конструирования разных форм опосредования к исследованию и конструированию форм посредничества.
В работах А.
Г.
Асмолова [19] получили свое дальнейшее развитие идеи А.
Н.
Леонтьева [157] о сущности личности и психологической структуре ее исследования.
По его мнению, современный этап разработки проблемы личности требует перехода в такую систему отсчета, которая бы раскрывала ее социогенетические характеристики.
При этом, под социогенезом понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности и ее межличностных отношений, обусловленное конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.
Были выделены три основные координаты изучения личности.
Первая координата позволяет раскрыть диахронический аспект изучения личности, то есть построить историческую вертикаль ее развития.
Вторая координата позволяет дать анализ синхронического изучения личности в этнографическом пространстве, то есть увидеть личность через призму существующих в наше время культур.
Третья координата изучение закономерностей жизненного пути личности в онтогенезе.
Здесь выделяются такие моменты, которые связаны, прежде всего, с приобщением личности к социокультурным образцам данного общества, а также моменты, связанные с «вкладами» личности в развитие той или иной общности, социума в целом.
Опираясь на теоретические положения деятельностного подхода, Ф.
Е.
Василюк
[60] разработал целостную теорию переживания.
Переживание рассматривается им не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования.
Опираясь на метод категориальной типологии, он выделил четыре принципа, которым подчиняются процессы переживания: удовольствия, реальности, ценности,
25

[стр.,26]

творчества.
Им была раскрыта опосредованность процессов переживания
определенными структурами, или «схематизмами» общественного сознания.
Тем самым, был проделан переход от схемы отдельной деятельности к схеме жизненного мира и построено представление о переживании, как особой деятельности по переделыванию человеком себя в мире и мира в себе, в критических, жизненных ситуациях.
В исследованиях А.
В.
Запорожца было показано, что изменение Смысла действия меняет результаты работы взрослых испытуемых.
А.
У.
Хараш
[282] рассматривает смысловой образ в интер субъективном плане, представляющем личность сквозь призму коммуникативных воздействий, в которые она включается, и влияние межличностного взаимодействия на смысловые образования.
В.
К.
Вилюнас выделяет взаимоотношения смысла и эмоций, раскрывает роль эмоций в структуре смысловых образований.
Б.
С.
Братусь
[47] анализирует процесс формирования смысловых образований, их взаимосвязи, имманентную динамику и содержательную сторону.
Д.
А.
Леонтьев представляет структурную организацию смысловой сферы.
И.
А.
Васильев, Б.
А.
Сосновский, В.
В.

Столиц [257] определяют место смысловой сферы в психологической структуре личности.
В итоге можно сказать, что в отечественной психологии исследованию смысловых образований личности, их структуры, содержания и сущности посвящено значительное количество фундаментальных исследований.
Можно выделить два основных направления.
Первое связано с рассмотрением предмета исследования в связи с процессом деятельности и детерминированности ею мотивационно смысловых образований личности.
Второе с исследованием смысловых образований как особых орудий, «органов» целостного психического организма, направленных на функции ориентации в присвоении родовой человеческой сущности.
В конце 80-х начале 90-х гг.
рядом исследователей разрабатывались проблемы развития психологических служб и основных направлений их 26

[Back]