маленьким человеком; из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. “Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию”.90 91 По мнению И.Л. Ильина, именно язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. ...9 Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно на третьем, на четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят другие, а тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его “собственные внутренние состояния”. Отношение этнографии к языку, представляющему несомненно важнейший компонент этноса, сложилось весьма своеобразно. Несмотря на выполнение им особой роли в инте!рации и дифференциации этнических общностей (по мнению Ю.В. Бромлея, этническую функцию выполняет именно “совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры”92), язык сравнительно выступает в качестве предмета специальных этнографических исследований. В этом качестве еще можно встретить языки бесписьменных народов, что несомненно связано с особенностями этнографического подхода к такого рода народам. Изучение же языков народов, обладающих письменностью, почти целиком представляет проблему лингвистики. И хотя внимание лингвистов сосредоточено прежде всего на собственно языковедческих вопросах, тем не менее им обычно принадлежит определяющая роль в исследовании языковых аспектов таких этнических проблем, как, например, этногенез общность происхождения народов, диалектные особенности этнических групп и др. 90 Ильин И.А. Там же. С. 215. 91 Ильин И.Л. Там же. С.237. 9? Эгнознаковые функции культуры.Сб. ст. М., 1991. С. 10. 131 |
2.2. Роль языка в формировании этичности. Из всех компонентов культуры в широком смысле слова обычно наиболее отчетливо выраженными этническими функциями обладает язык [1]. Не случайно в научной литературе при определении основных признаков как этнических образований вообще, так и отдельных их типов, язык уже давно обычно выдвигают на первое место (в частности, особое значение языка для нации отмечалось еще Жан-Жаком Руссо, Дж.С. Миллем [2]), и для этого есть достаточные основания. Кроме того, социально-философский анализ этичности возможен только через ее языковые формы, поэтому мы и выделяем данный признак как предмет специального рассмотрения. Существует закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только посвоему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада. И.А. Ильин считал, что самым главным “даром судьбы’’ для человека является его семья, “в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий мир”. И “то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и призом самим этим детством” [3]. “Мир управляется из детской”... утверждал немецкий богослов Толук. Действительно, именно здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. “Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию” [4]. По мнению И.А. Ильина [5] именно “язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь ду 53 ховный уклад и все творческие замыслы народа. /.../ Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно на третьем, на четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят другие, а тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его “собственные внутренние состояния”. Отношение этнографии к языку, представляющему несомненно важнейший компонент этноса, сложилось весьма своеобразно. Несмотря на выполнение им особой роли в интеграции и дифференциации этнических общностей (по мнению Ю.В.Бромлея, этническую функцию выполняет именно “совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры” [6]), язык сравнительно выступает в качестве предмета специальных этнографических исследований. В этом качестве еще можно встретить языки бесписьменных народов, что несомненно связано с особенностями этнографического подхода к такого рода народам. Изучение же языков народов, обладающих письменностью, почти целиком представляет проблему лингвистики. И хотя внимание лингвистов сосредоточено прежде всего на собственно языковедческих вопросах, тем не менее им обычно принадлежит определяющая роль в исследовании языковых аспектов таких этнических проблем, как, например, этногенез общность происхождения народов, диалектные особенности этнических групп и др. Несмотря на особое значение этнических свойств языка и главной его функции как основного средства человеческого общения, существуют и другие факторы, которые обычно называются признаками этноса, это такие, как общность территории, экономических связей, уровня развития в целом и др. Все вместе они являются предпосылками или условиями формирования и существования этнических общностей людей, так же, как и ряда других типов общностей. Конечным и субъек |