Берге, А. Инкельс, А. Кардинер, Р. Линтон, С. Либерзон и др.)1 и культуроантропологии (К. Гирц, С. Нанда)1 2. Одно из направлений этносоциологии изучает, главным образом, социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде, в частности, проявление таких аспектов этничности, как национально-смешанные браки, двуязычие и т.п. Советская этносоциология до недавнего времени развивалась именно в этом ключе, причем постоянно акцентировалась интернационализация всех этеюкультурных процессов и явлений. В СССР начало этносоциологии положили в середине 60-х гг. исследования в Прибалтике (процесс интернационализации быта и культуры населения), в Узбекистане (интернациональное воспитание молодежи), в Грузии (межнациональные контакты на промышленных предприятиях), в Таджикистане (смешанные браки). Первое, в целом репрезентативное для основных социальных групп городского населения исследование было проведено в конце 60-х гг. в Татарии сектором конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР, материалы которого легли в основу монографии “Социальное и национальное” (М., 1973). В 70-е гг. те же специалисты осуществили проект “Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР” на материалах Молдавской, Узбекской, Эстонской ССР и Российской Федерации .3 Характерно, что в этот период практически вне поля зрения специальных изысканий остался наиболее крупный в количественном 1 Рагзопз Т. 8оте ТЬогеПса! Сопз^сгаПопз оп &е ЫаДига ап<1 ТЬегкДз ЕгЬшсйу. 1п: СНагег N. алс! МоушЬап I). (едз) ЕдЬтсйу. ТЬсогу апс1 Ехрспепсе, СатЬп<1&е Ма$$: Нагуагс! Цтуегзку Ргезя, 1975; Уап с!ег Всгде РХ. ТНе Е(Ьш$ РЬепошепоп, Ые\у Уогк, ОхГогск Е1$еу1ег, 1981; 1пке1ея А. апс! Ьеутзоп 1).Д. ТЬе $Пи!у оГМос!а1 Регяопа1ку апс! 5осюси1!ига1 8у$1ет.<;. 1п: Ыпс!<;еу С. апс! Лгопяоп Е. (ебя) ТЬе Нап оГ$ос!а1 РяусЬо1о&у./ МазяасЬияеПз (СаНГ.)» 1.опс!оп, Ас1(!1Яоп-^е51еу, 1969, уо1. IV; КагсНпег А. апс! Ырю 1псПук1иа1 апс! Ш$ $оае1у. №лу Уогк: Со1ишЫа Ишуегяку Ргеяя, 1945; ЫеЬегяоп $.А. 8ос!е1а1 ТЬсогу оГКас апс1 Е1Нш$ Ке1аЙоп$ Ашепсап 5оао1о&1са1 К.с\у1е\у. 1961, № 26. 2 Ссепг С. 1п!сгрге1а1юп оГ СиИигез, Ме\у Уогк, Ваяк Воокя, 1973; Мапс1а 5. Си11ига1 Ап1горо1о§у. Ве1топ( (СаЬТ.): \Уас!я\Уог1Ь РиЫ., 1991. ’ Социально-культурный облик советских наций. М., 1986. 453 с. 14 |
11 П.Л.Ван дер Берге, А.Инкельс, А.Кардинер, Р.Линтон, С.Либерзон и др. [1]) и культуроантропологии (К.Гирц, С.Нанда [2]). Одно из направлений этносоциологии изучает, главным образом, социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде, в частности, проявление таких аспектов этничности, как национально-смешанные браки, двуязычие и т.п. Советская этносоциология до недавнего времени развивалась именно в этом ключе, причем постоянно акцентировалась интернационализация всех этнокультурных процессов и явлений. В СССР начало этносоциологии положили в середине 60-х гг. исследования в Прибалтике (процесс интернационализации быта и культуры населения), в Узбекистане (интернациональное воспитание молодежи), в Грузии (межнациональные контакты на промышленных предприятиях), в Таджикистане (смешанные браки). Первое, в целом репрезентативное для основных социальных групп городского населения исследование было проведено в конце 60-х гг. в Татарии сектором конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР, материалы которого легли в основу монографии “Социальное и национальное” (М., 1973). В 70-е гг. те же специалисты осуществили проект “Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР” на материалах Молдавской, Узбекской, Эстонской ССР и Российской Федерации [3]. Характерно, что в этот период практически вне поля зрения специальных изысканий остался наиболее крупный в количественном отношении народ СССР русские, что вполне соответствовало его “особому” статусу в Союзном государстве. Лишь в 1992 году практически одновременно вышли в свет коллективная монография авторов Института этнологии им. Миклухо-Маклая “Русские: этносоциологические очерки” и работа двух петербургских ученых А.О.Бороноева и П.И.Смирнова |