общение, через язык. Таки образом, язык является своеобразным универсальным медиатором этнических процессов. Подытоживая рассмотрение взаимоотношений между этническими и языковыми процессами, мы должны отметить, что, во-первых, они отличаются очень большим разнообразием, а во-вторых, как уже говорилось, отсутствием однозначной и прямой корреляции. Хотя язык и является наиболее явным, как бы самоочевидным признаком и фактором формирования и функционирования этноса, на поверку оказывается, что в большинстве случаев не язык делает этнос, а этнос делает язык. Т.е. факт пользования одним языком не делает разные группы людей автоматически принадлежащими к одному этносу. Только в том случае, когда для этнического слияния разных групп имеются весомые исторические, территориальные, экономические, социальные, культурные предпосылки, наличие единого языка может существенно облегчить такое слияние. “Священная Римская империя германской нации” объединяла в своих границах отнюдь не нацию в нашем понимании, а большее число мелких феодальных германоязычных (и не только) народностей, из которых впоследствии сложился не один, а несколько современных крупных немецкоязычных этносов. С другой стороны, если указанные предпосылки достаточно сильны, а единый язык отсутствует, то он, как правило, достаточно быстро создается. Становление языка, единого для данного населения, позволяющего ему общение в своей среде, является следствием потребности в таком общении. Порожденная социально-экономическими факторами потребность рано или поздно находит себе удовлетворение, но оно приходит не автоматически, а через преодоление множества трудностей и препятствий. Сам факт существования языка воздействует на осознание населением особенностей своего этнического бытия, на развитие коммуникаций среди этого населения. Специфика современной языково-этнической ситуации в том, что если в прошлом, как правило, этноязыковые процессы протекали вполне стихийно 144 |
66 бытового общения, а родной язык культивируется как средство этнической демонстративности, т.е. в значительной мере переходит на позиции “салонного” языка. Впрочем, даже “салонный язык” может обнаруживать большую долговечность и успешно выполнять этноинтегративные функции. И даже когда большая часть группы уже владеет родным языком, она продолжаег сохранять как символ групповой принадлежности отдельные слова. Выражения, формулы фатической коммуникации и другие реликты этого языка. В принципе любой этнический процесс реализуется, помимо всего прочего и даже прежде всего, через общение, а стало быть, и через речевое общение, через язык. Таким образом, язык является своеобразным универсальным медиатором этнических процессов. Подытоживая рассмотрение взаимоотношений между этническими и языковыми процессами, мы должны отметить, что, во-первых, они отличаются очень большим разнообразием, а во-вторых, как уже говорилось, отсутствием однозначной и прямой корреляции. Хотя язык и является наиболее явным, как бы самоочевидным признаком и фактором формирования и функционирования этноса, на поверку оказывается, что в большинстве случаев не язык делает этнос, а этнос делает язык. Т.е. факт пользования одним языком не делает разные группы людей автоматически принадлежащими к одному этносу. Только в том случае, когда для этнического слияния разных групп имеются весомые исторические, территориальные, экономические, социальные, культурные предпосылки, наличие единого языка может существенно облегчить такое слияние. “Священная Римская империя германской нации” объединяла в своих границах отнюдь не нацию в нашем понимании, а большее число мелких феодальных германоязычных (и не только) народностей, из которых впоследствии сложился не один, а несколько современных крупных немецкоязычных этносов. 67 С другой стороны, если указанные предпосылки достаточно сильны, а единый язык отсутствует, то он, как правило, достаточно быстро создается. Становление языка, единого для данного населения, позволяющего ему общение в своей среде, является следствием потребности в таком общении. Порожденная социально-экономическими факторами потребность рано или поздно находит себе удовлетворение, но оно приходит не автоматически, а через преодоление множества трудностей и препятствий. Сам факт существования языка воздействует на осознание населением особенностей своего этнического бытия, на развитие коммуникаций среди этого населения. Специфика современной языково-этнической ситуации в том, что если в прошлом, как правило, этноязыковые процессы протекали вполне стихийно и попытки как-то управлять ими обычно не выходили за рамки относительно скромных попыток научить ту или иную группу населения в целях удобства администрирования новому языку, то для современной эпохи характерно стремление отдельных правительств или общественноидеологических течений и организаций направленно воздействовать на процессы не только языкового, но и этнического развития. Успех или неуспех такого воздействия зависит, разумеется прежде всего от того, насколько оно соответствует объективно сложившимся предпосылкам и тенденциям социально-экономического характера. Но и языковые аспекты, такие, как правильный выбор алфавитной, орфографической, терминотворческой и иной языковой политики, также нередко играют заметную роль. На международную арену в наши дни выходят все новые и новые этносы, в прошлом никому, кроме своих ближайших соседей, неизвестные. Новые языки создаются редко, и можно с уверенностью сказать, что хотя с научной точки зрения это несомненная потеря, общее число идиом, на которых говорит население Земли (как и общее число этно |